ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 декабря
14 декабря
09:10
ОБЩЕСТВО
13 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Москва: В российских школах будут учить детей-инвалидов

03 сентября, 20:05

 

С 1 сентября, согласно новому образовательному стандарту, ребенка-инвалида должна принять любая школа, которую выберут родители.

Ранее инклюзивное образование развивалось в качестве эксперимента лишь в некоторых регионах России, теперь новый образовательный стандарт начал действовать по всей стране. По данным министерства образования, в России создадут 2,6 тыс. базовых школ, в которых обеспечат все условия, чтобы дети-инвалиды получали доступное качественное образование вместе со своими сверстниками. 

Инклюзивное (фр. inclusif - включающий в себя) образование подразумевает доступность общего образования для детей, имеющих особые образовательные потребности. В основу такого образования изначально положена идеология, исключающая любую дискриминацию, которая обеспечивает создание дополнительных условий для детей с инвалидностью.

"Еще в 2011 году к нам пришли родители с просьбой, чтобы дети с инвалидностью учились в обычной школе, - рассказывает директор общеобразовательной санаторной школы Нижневартовска Мухамат Ишбаев. - Тогда еще не было стандартов, у Минобразования были только проекты, наметки. Но с учетом нормативной базы и учебников, которые тогда были, мы начали работу с такими детьми". 

Пять лет назад в школу Мухамата Ишбаева пришли всего четыре ребенка-аутиста. Сейчас в ней вместе с обычными детьми учатся 52 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелым нарушением речи, слабовидящие, с болезнями аутистического спектра, с задержкой психического развития.

Опыт нижневартовской школы показывает, что никаких непреодолимых препятствий для внедрения инклюзивного образования в России нет. По словам Ишбаева, в первое время руководство школы считало, что самым сложным будет избежать конфликтов между здоровыми детьми и школьниками с ограниченными возможностями здоровья.

"Были опасения, что дети будут дразнить друг друга. У родителей тоже были сомнения по поводу того, не помешает ли ребенок-инвалид всему классу, так как учитель будет уделять ему повышенное внимание, а с другими детьми работать по остаточному принципу. Чтобы избежать таких острых ситуаций, мы прививали учителям инклюзивную культуру, объясняли им, какие ограничения у какой категории детей есть. Аналогичную работу проводили и среди родителей. В результате нам удалось избежать острых моментов", - отмечает Ишбаев.

Не оправдались опасения и по поводу возможных конфликтов между детьми. "Дети, несмотря на наши опасения, очень хорошо воспринимают друг друга, - говорит директор. - Школьнику с инвалидностью тяжелее учиться, даже передвигаться, но при этом он преодолевает свои ограничения. На его фоне обычные дети также учатся преодолевать сложности. Они начинают помогать друг другу".

По инициативе родителей было внедрено инклюзивное образование и в школе №232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. У части педагогического коллектива уже был опыт работы с детьми с ОВЗ, в школе реализовывались различные программы дополнительного образования, проводились различные праздники с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), однако учителя все равно прошли курсы дополнительного образования. 

"Прежде всего мы пообщались с родителями, получили одобрение. Кроме того, у нас до этого были совместные праздники, все знали, что к нам приходят такого направления детки", - отметила Прокофьева.

В школе был создан ресурсный класс - пространство, где детей с аутизмом могут подготовить к выходу в обычный класс, с ними работает учитель-дефектолог и психолог. В процесс их вводят постепенно, с каждым работают индивидуально, определяя, какие именно предметы могут заинтересовать ребенка. Главная цель такого обучения - социализация.

"Мы увидели, что одному ребенку хорошо дается урок ИЗО, и уже через месяц он выходил вместе с другими детьми на урок ИЗО, затем физкультуры и музыки", - рассказала Прокофьева. Уроки дети посещают вместе с тьюторами, однако Прокофьева отметила, что это самые обычные уроки, не подстроенные под них. Такое обучение дает большие результаты.

"Одна из девочек, которая учится у нас, три дня назад заглядывала в школу и ходила по коридорам уже не с мамой за ручку, а сама. Для детей с ее диагнозом это огромный прогресс", - рассказала Прокофьева. 

На сегодняшний день в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга работает 230 классов, в которых учатся более 2,6 тыс. детей с ОВЗ.

Внедрение новых образовательных стандартов по всей стране потребует серьезных усилий, отмечают директора школ, которые уже занимаются инклюзивным образованием. Речь идет не только о повышении квалификации учителей, но и обеспечении школ специальными учебниками, улучшении инфраструктуры. 

Предположим, в школу пришел ребенок-колясочник. Для того, чтобы школа могла принять такого учащегося, она должна построить пандусы, расширить дверные проемы. Если в эту школу придет слепой ребенок, необходимо закупить учебники со шрифтом Брайля, клавиатуры на компьютеры с аналогичным шрифтом Мухамат Ишбаевдиректор Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы

Важный фактор - подготовка учителей. В департаменте образования Югры ТАСС рассказали, что в настоящее время в ХМАО уже более 900 специалистов прошли серьезные курсы повышения квалификации и более 400 человек — переподготовку.

Третий момент, на который стоит обратить внимание, - учебные материалы. "Учебники со шрифтом Брайля выпускает только одно московское издательство, в свободной продаже их нет. Наша школа заключила договор с этим издательством, и по нашему заказу они уже 5 лет печатают такие учебники. Таких массовых заказов, например от Минобразования, у них нет. Школы, конечно, столкнутся с проблемой отсутствия учебников. Я считаю, Минобразования должно принять меры по изданию этих специальных учебников", - пояснил Ишбаев.

Внедрение нового образовательного стандарта не означает, что с сегодняшнего дня все дети с ОВЗ будут учиться в обычных школах. Ранее министр образования Ольга Васильева, выступая в Общественной палате РФ, отметила: "Политика министерства направлена на вариативность образования детишек с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью... Параллельно с инклюзией мы сохраним, я это подчеркиваю, и будем развивать сеть специальных школ и классов".

Для развития данного направления Минобрнауки РФ объявило всероссийский конкурс среди школ "Лучшая инклюзивная школа России".

"Несмотря на все сложности, власти избрали верное решение, внедряя стандарт инклюзивного образования. Я считаю, в будущем благодаря ему уровень толерантности, приятия друг друга в обществе значительно увеличится. Например, у нас в школе уже нет деления на нормально развивающихся и отстающих детей, и это только начало", - резюмировал директор нижневартовской общеобразовательной школы.

 

Информация и фото предоставлены ТАСС

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро