ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
20 октября
19 октября
18 октября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Тренер Сергей Шафоростов поделился секретами командообразования

18 июля, 09:00

Удивительный человек

Вы когда-нибудь задумывались о том, какая команда более эффективна, как правильно ставить перед собой цель и какую роль вы играете в команде? Тренер-эксперт Ассоциации тренеров студенческой молодежи Российского Союза Молодежи Сергей Шафоростов поделился с участниками потока «Петербург событий» своими знаниями в этой области.

Эффективная команда

Как объяснил тренер, эффективность команды – это максимальный результат при меньшем затрате ресурсов: временны́х, денежных, человеческих. При этом мини- мальное количество людей в эффективной команде – 2, а максимальное – 17. Два – потому что соблюдаются все составляющие модели создания и развития команды: цель, взаимодействие, лидер, состав. А почему именно семнадцать? Потому что именно это число является оптимальным даже при больших проектах. Если людей больше – есть смысл разделиться на разные команды. К слову, более эффективными являются, как показывает практика, разнополые, одновозрастные команды, состоящие из более взрослых людей.

Лидер vs руководитель

Лидер – это человек, мотивирующий лично тебя, тот, кто тебя вдохновляет, ведет за собой. «У меня было в свое время любимое определение: лидер есть тот, кто делает лидеров вокруг себя! Нифига не объясняет, кто такой лидер, но как звучит!», – смеется Сергей. Но, как оказалось, лидерство – понятие абсолютно рациональное, и единственный фактор, который выделяет лидера среди остальных – это авторитет. Человек может быть не харизматичным и не веселым, дурным и никчемным, но если у него максимальный авторитет – он лидер! К лидеру часто относят руководителя, но это неправильно. Руководитель – это должность, в то время как лидер – это социальный статус; руководитель выбирается или назначается, а лидер выявляется стихийно; деятельность руководителя четко регламентируется какими-либо нормами, лидер же – вольный художник; деятельность руководителя обычно направлена во вне, а лидер направляет деятельность внутри коллектива.

Восхитительная восьмерка

Самой интересной частью лекции стало прохождение теста Рэймонда Белбина на определение командных ролей. Всего командных ролей восемь: реализатор, координатор, мотиватор, генератор идей, искатель ресурсов, оценивающий контролер, гармонизатор отношений и завершитель. Про все командные роли Сергей рассказал на примере творческой деятельности в лагере.

Реализатор

 Когда в команде предлагают: «Ребята, давайте сделаем 100 бумажных роз? Это будет нашей визиткой!», все устремляют взгляд на реализатора, который под натиском сдается и с тихим «Понял, сделаю!» уходит в одиночку вырезать розы. Самое интересное, что он не знает, где взять бумагу и краску, как делать розы, но уже в процессе своей деятельности начинает находить решения. Обычно реализаторы умеют делать все-все-все, но поверхностно. Их отличительная черта – быть мучениками: они выбирают себе огромную ношу, гордо сгибаются в три погибели и на глазах у всех её несут. На вопрос: «Тебе помочь?» они всегда отвечают: «Не надо! Это моя ноша!»

Координатор

 Это формальный лидер коллектива, всегда вежливый, культурный, спокойно разговаривает, крайне неконфликтный. Это человек, который очень четко видит цель и понимает, как ее достигнуть. Координатор распределяет роли в коллективе: «Ты поешь, ты танцуешь, ты делаешь розы, а ты им помогаешь». А когда у него спрашивают, что же будет делать он, отвечает: «Наблюдать!». И в итоге, даже просто наблюдая, этот человек, по мнению всех остальных участников, является самым эффективным.

Мотиватор

 Неформальный лидер. Для него характерны яркие цвета в одежде, вызывающие детали, громкий голос. Когда мотиватор идет, например, в магазин за молоком, он может легко отвлечься на футбол, друзей и так далее и, в итоге, прийти домой без молока и без понятия, зачем он выходил из дома. Но это и не важно, главное – чтоб было движение! Мотиваторы открытые, яркие, при этом есть четкая граница, за которую они никого не впускают, они не приемлют жалость и переживают все негативные эмоции в себе.

Генератор идей

Живет в таком мире, где реальность и мир фантазий немного перемешиваются, он как порхающая бабочка. Это интроверт, который живет в своих мыслях, поэтому на интеллектуальном уровне он чуть выше, чем остальные члены команды. Крайне важно, чтобы нашелся такой человек рядом с генератором идей, который записывал бы за ним, ибо схемы, графики – это не для них! У генераторов идей есть важная особенность: если ты скажешь ему, что он дурак, он не обидится, но если ты скажешь, что его идея дурацкая, он уйдет дуться в другую комнату.

Искатель ресурсов

Это такой няшка-экстраверт, который заточен под общение с другими людьми вне команды. У него есть две основные функции. Во-первых, он, как и генератор идей, приносит идеи. Но если первый придумывает ее сам, то второй говорит: «Пойду, посмотрю, что там делают другие!». Во-вторых, он всегда знает, где, что лежит, где и что достать, к кому обратиться, у него куча связей. Генераторы идей очень легко загораются и так же легко потухают, когда не занимаются любимым делом.

Оценивающий контролер

 Их можно легко заметить на мастер-классах. Они всегда сидят и бубнят: «Ну, давай, покажи, что ты можешь! Чему ты можешь меня научить?» И тогда начинается дуэль. У учителя задача, чтобы он хоть какую-то эмоцию проявил, а у него задача – не сломаться! У этих людей самый критический склад ума, они живут в мире «это можно сделать лучше», «это не так». При этом, когда им предлагаешь попробовать, они отнекиваются. Они, кстати, еще и самые сложно мотивируемые!

Гармонизатор отношений

Человек, которому не важны цель и результат, ему важно только обеспечить такой процесс, чтобы всем было хорошо, уютно, комфортно, чтобы все были одной командой! Он живет эмоциями, которые возникают в коллективе. И, кстати, гармонизаторы – самые лучшие манипуляторы: когда нет конфликтов, гармонизаторы их намеренно создают, а потом начинают решать. Крайне важно после того, что сделал гармонизатор, сказать ему: «Спасибо!», тогда у него появляется смысл жизни!

Завершитель

Немного похож на реализатора. Его задача – делать. Но есть ключевые особенности: завершитель, перед тем как что-то делать, нарисует четкий план у себя в голове, ему нужно знать все досконально.

 

На каждом потоке наверняка была такая лекция, которую все участники до единого запомнили надолго. Думаю, именно лекция Сергея Шафоростова стала такой для будущих волонтеров Чемпионата мира по футболу 2018. Все активно участвовали в диалоге, смеялись, делились результатами теста. Прощаясь с нами, Сергей пожелал всем не бояться быть удивительными и прочел стихотворение «Удивительный человек», в котором, несомненно, всякий нашел частичку себя и подумал, что оно написано именно про него.

 

Автор: Ася Еловикова

Фото: форум "Всмысле"

***

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи