Россия: «Такой второй профессии нет, и аналога не существует» – интервью со стюардессой
10 февраля – Молодёжные новости. Наверно, многие девушки задумывалась о карьере бортпроводницы, рассуждали о путешествиях и свободном небе. Чего же на самом деле больше в этой профессии: романтики или усердного труда? Стюардесса Алла Птичка рассказала, как проходит её рабочий день, поделилась забавными и нестандартными историями с борта самолёта.
Как вы стали стюардессой?
Я пришла в авиацию в 26 лет. Это решение было спонтанным и даже где-то необдуманным. Я решила отправить резюме после просмотра фильма «Деревенщина» с Анной Михайловской, где она играла стюардессу. Спустя два дня меня пригласили на собеседование в Москву. На тот момент я жила в Ростове-на-Дону и всё откладывала поездку. У меня была хорошая работа и должность руководителя в банке. Но внутреннее чутьё подсказало мне: «Езжай»!
В итоге учеба заняла 4 месяца, включая экзамены в Росавиации и получение лётного свидетельства. Это было прекрасное и доброе время. Я опять почувствовала себя студенткой, познакомилась с будущими коллегами, с которыми впоследствии стала друзьями.
Совпали ли ваши представления о профессии с реальностью?
Было призрачное представление. Знала, что есть командировки, интересная жизнь и возможность путешествовать. А вот как внутри все устроено, узнала только когда стала работать. Когда в первый раз нужно было выходить из дома в 23:00 и ехать в аэропорт на рейс я встала в ступор. В то время как нормальные люди спят, «неземные» работают. С годами летать по ночам даже стало интереснее.
Что делает стюардессу профессионалом?
Прежде всего, любовь к профессии. Желание учиться и развиваться. Чтобы стать высококвалифицированным сотрудником, нужно быть ответственным человеком, не пропускать рейсы, сдавать английский язык на 4 и 5, изучать информацию об авиации. «Руководство Бортпроводника» – это наша настольная книга. Там есть ответы на все вопросы, и не нужно изобретать велосипед.
Хорошая стюардесса – это медицинский работник, психолог, управленец, блюститель порядка и красивое лицо на борту самолёта. Моя любовь к авиации накапливается с годами, и с каждым годом я все больше люблю своё дело. Веду влог «Алла Птичка» на «YouTube», где рассказываю, как стать профессиональным бортпроводником.
Как проходит день стюардессы? Есть ли возможность выбирать рейс и напарников?
День стюардессы начинается с кофе, макияжа, сборов на рейс. Ответственный бортпроводник готовит свой чемодан ещё вечером, проверяет наличие документов и вещей, необходимых в рейсе. Утром это бесполезное занятие. В день вылета я занята только макияжем и причёской и стараюсь заранее выезжать в аэропорт. По правилам мы должны быть в аэропорту за 2 часа до вылета. Это время на прохождение врача и брифинг с бригадой.
Есть возможность заказать рейс с близким другом или любимым коллегой. Примерно за месяц. Этот заказ рассматривается в отделе планирования, и даётся ответ. Необходимо, чтобы у обоих бортпроводников были одинаковые допуски на самолёт.
Летали ли вы в другие страны, если да, то в какие?
Я объездила полмира, включая Америку, Китай, Вьетнам, страны Европы, островные государства, перечислять можно долго (Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Пекин, Гуанчжоу, Хошимин, Мальдивы).
Мой самый любимый рейс в Майами. У меня там живут близкие друзья. И какое же удовольствие лететь 12 часов и после рейса искупаться в океане. Причём там круглый год жаркое лето.
С какой нестандартной ситуацией на работе вы сталкивались?
Каждый рейс подкидывает разные нестандартные ситуации. Однажды пришла пассажирка на борт и стала навзрыд плакать, громко и непрерывно. Мы поочередно подходили к ней и пытались понять, что случилось. Посадка пассажиров продолжалась, а ее истерика не заканчивалась. И мы оказались в тупике. Исходов было два: либо снять ее с рейса, либо лететь. Хотя положение неоднозначное. В итоге я узнала, что у дамы сбежала кошка, и она не знает, где ее искать, а ей лететь. После всех страданий женщина высыпала косметику на столик, сказала, что сначала накраситься, а потом мы полетим.
Какие пассажиры радуют бортпроводников? Какое поведение расстраивает?
Меня все радуют, ловлю взгляд каждого пассажира, стараюсь поднять им настроение. Спрашиваю о самочувствии. Эти знаки внимания очень радуют людей. Расстраивают хамы. Мужчины, которые могут бросить свой чемодан и вальяжно распорядиться стюардессе девушке: «Уберите на полку».
Поделитесь самой забавной историей, которая произошла на борту самолёта?
На рейсе в Ереван пассажир отказывался убирать свой 55 дюймовый телевизор на багажную полку. Принёс его на борт и оставил у аварийного выхода. Но я настырная стюардесса. Иначе бы мы не полетели. И телевизор занял своё почётное место на полке.
Как команда самолёта относится к аплодисментам после посадки?
Я уже спокойно воспринимаю аплодисменты. Но с другой стороны, это уважение к пилотам и экипажу, плюс радость касания земли. Я сама хочу зааплодировать в этот момент.
Какое самое глубокое заблуждение о профессии бортпроводника вы бы назвали?
Романтика. Быть бортпроводником - это труд тяжёлый, интересный, временами забавный. Конечно, лирика в нашей профессии есть, но в основном мы также, как и все нормальные люди ходим на работу, только в разное время дня и с ненормированным графиком. Наверное, романтичной эту профессию называют те, кто считает, что пилот должен обязательно жениться на стюардессе.
За что вы любите свою работу?
За возможность развиваться, причём постоянно. Возможность совершенствовать английский язык. Внимание компании к проверке здоровья каждые полгода. Путешествия. Мильные билеты для меня и моей семьи. А вообще я люблю свою работу за то, что она уникальна. Такой второй нет, и аналога не существует.
В авиации нужно любить коллег, высший руководящий состав, прислушиваться к пожеланиям и, конечно, обожать пассажиров. Я всегда говорю: пассажиры для бортпроводников - это возможность получать зарплату и нужно качественно их обслужить. Я постоянно учусь, особенно у старших коллег. Своему опыту я обязана именно им. Причём таких коллег видно сразу.
Если бы вы стали не стюардессой, то какую профессию бы выбрали?
Имиджмейкер. Сейчас я помогаю разрабатывать стили для фотосессии и оказываю помощь фотографам.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.