Санкт-Петербург: Соединяя поколения
22 июля - Молодёжные новости. Центральный музей железнодорожного транспорта России вот уже 208 лет сохраняет лучшие традиции и достижения инженерной школы. Сейчас он считается одним из старейших научно-технических музеев мира. В здании объединяются разные поколения: дети и взрослые, пожилые и молодые. Ведь уникальное устройство паровых механизмов продолжает волновать сквозь века!
А с 2019 года здесь можно увидеть не только модели поездов. Центральный музей железнодорожного транспорта России открыл филиал, который назвал «Музей мостов». Это место является единственным в мире, где можно увидеть макеты деревянных, металлических, каменных мостов, имеющих огромное культурное значение. Коллекция музея постоянно пополняется, открываются новые филиалы.
Нам удалось поговорить с хранителями музея о самых значимых экспонатах и том, что ждёт новых посетителей!
Какой экспонат Вы бы назвали самым ценным в коллекции музея?
Коллекция музея многогранна. На сегодняшний день в наших стенах находится более 75 тысяч артефактов, отражающих историю развития российских железных дорог за весь период их существования. Среди огромного количества предметов у нас хранятся личные вещи министров путей сообщения ХIХ века: Павла Петровича Мельникова, Константина Николаевича Посьета, Михаила Ивановича Хилкова и многих других. В музее можно увидеть первые подлинные латунные билеты Царскосельской железной дороги классов «карета» и «линейка». Ценность экспонатов усиливается тем, что они позволяют составить представление об уникальных механизмах, оригиналы которых до нашего времени не сохранились. К примеру, модель паровоза «Проворный»: старейшая в мире техническая модель локомотива, которая была изготовлена ещё в 1839 году. Настоящий «Проворный» тогда курсировал между Петербургом и Царским Селом.
Планируется ли открытие новых разделов экспозиций?
Новинки будут посвящены скорее современным тенденциям в развитии транспортной отрасли. Ведь это тоже очень достойные и кропотливо сделанные проекты - например, Керченский мост, длиннейший в Европе.
Сколько лет самому старому экспонату в музее?
Это модель моста через Неву по проекту швейцарского инженера Альдона. Она изготовлена аж в 1762 году!
Каким образом пополняется коллекция?
Большинство экспонатов поступают в виде даров от различных учреждений, предприятий, отдельных граждан. Мы всегда очень рады таким инициативам.
Каким экспонатом вы бы сами дополнили экспозицию?
Моделями подвижного состава. Есть те, которые эксплуатировались в нашей стране, но в экспозиции пока не представлены.
Какая модель моста была приобретена самой первой?
Первые экспонаты поступили в музей, который тогда был «особой залой» Института Корпуса инженеров путей сообщения, ещё в 1813 году. На сегодняшний день сохранилось 11 моделей, относящихся к 1809-1824 годам и выполненных при непосредственном участии выдающегося ученого и изобретателя Августина Бетанкура. С этих раритетов музей начинает свою коллекцию. В дальнейшем его фонды пополняются инструментами и моделями, чертежами и документами, которые присылали организации со строительства дорог, мостов, каналов и других сооружений в России. На сегодняшний день в наших стенах находится более 75 тысяч музейных экспонатов, отражающих историю развития российских железных дорог за весь период их существования.
Мосты и железные дороги соединяют через века. На мостах встречаются влюблённые, вокзалы давно стали местом радостных объятий родных и близких после долгой разлуки. Уникальный музей истории воссоединения людей друг с другом ждёт своих посетителей.
Текст: Антон Бучин, Кристина Крашник, Ангелина Клейменова, Галя Анчугова, Регина Ержанова, Настя Баранова