ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
03 июня
02 июня
01 июня
31 мая
30 мая
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
20:59
ОБЩЕСТВО
24 мая
23 мая
22 мая
21 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
16 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
11 мая
10 мая
09 мая
08 мая
07 мая
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
29 апреля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Архангельская область: Участники молодежного движения «Форт-Росс» приняли участие в исследовательской экспедиции «ОНЕГА-2019»

07 сентября, 09:42

7 сентября - Молодежные новости.  Участники молодежного движения Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове с ребятами из храмов Царя Страстотерпца Николая II в Аннино и святителя Иннокентия в Бескудникове приняли участие в исследовательской экспедиции «ОНЕГА-2019», организованной благотворительным фондом «Святыни нашей Родины» и Государственным академическим университетом гуманитарных наук для сбора и анализа биографической информации о репрессированных священнослужителях Русской Православной Церкви, приговоренных к ссылке в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Поонежье (Архангельская область).

Основным источником и стимулом для организации экспедиции послужил дневник протоиерея Иоанна Серова. Одна из глав дневника повествует о ссылке отца Иоанна и его барачной жизни на реке Шогле, походе в город Онегу за документами об освобождении и возвращении домой, в Житомир. Часть пройденного отцом Иоанном пути (Большой Бор – Поле – Усолье – Чуново – Обозерская) была выбрана в качестве маршрута экспедиции.

Научная программа экспедиции включала сбор и анализ сведений (в том числе документальных свидетельств) о священниках и мирянах, упомянутых в дневнике отца Иоанна, а также посещение музея сельского быта в Большом Бору и историко-мемориального музея в Онеге. При поддержке Клуба онежских краеведов состоялся круглый стол, на котором были представлены и обсуждены предварительные результаты экспедиции.

Маршрут пролёг по старому тракту от станции Обозерская до деревень Поле и Большой Бор. Именно этот путь преодолел пешком в 30-е годы прошлого века отец Иоанн Серов, высланный в глухой северный край вместе с другими «врагами народа». О днях своего пребывания в поселке спецпереселенцев на реке Шогле, в нескольких километрах от Усолья, а также о пути, проделанном пешком в Онегу за документами и обратно, до Обозерской, откуда поездом уехал домой, он написал в дневнике.

В состав экспедиции вошли молодые люди и девушки из разных приходов Москвы, журналисты газеты «Вера-Эском», оператор, заснявший экстремальное путешествие.

Три самых холодных, непогожих июльских дня в окружении практически одних болот. Вода сверху, вода снизу, вода в сапогах. От тракта осталось лишь направление. Таким увидели участники экспедиции свой путь. Постоянно приходилось огибать большие, таящие неизвестную опасность лужи, бороться с трясиной за сапоги. Две ночи провели в палатках, одну – в охотничьей избе. О ней – особые впечатления.

«До сих пор мы только слышали, читали о том, что такие избушки существуют, – рассказывают ребята. – Очень удивительно, когда на самом деле идешь по лесу и вдруг выходишь к охотничьей избе, в которой есть все для того, чтобы замерзший и уставший человек мог растопить печь и что-то поесть. Когда уходишь, оставляешь дрова и продукты для следующего странника».

Путешественники благодарны своему проводнику, бывшему учителю начальной военной подготовки и трудового обучения Кодинской школы Анатолию Викторовичу Ковалеву. Сейчас он живет в поселке Обозерский. Как охотник-любитель, хорошо знает те глухие места, по которым предстояло пройти экспедиции. Он грамотно распределил силы молодых людей и девушек, чтобы хватило от одного привала до другого. Большая его заслуга и в том, что местные жители знают об отце Иоанне Серове. Анатолий Викторович распечатал ту часть дневника, в которой говорится о пребывании отца Иоанна на Шогле, заламинировал листы и оставил в домике связистов, недалеко от предполагаемого места лагеря, где каждый посетитель может их прочитать.

«С точки зрения научно-исследовательской экспедиции у нас, кроме дневника, нет никаких источников, – продолжают разговор ребята. – Мы узнали, что в Поле местный житель Иван Бурлаков сделал выписку из церковной книги. В ней удалось найти имена значительной части тех людей, которых отец Иоанн упоминает в своем дневнике. На основании этого мы сделали вывод, что все эти люди реально существовали. Чтобы уточнить некоторые данные, мы планируем сделать запрос в Архангельский архив ФСБ».

В дневнике упоминаются еще два священника, находящихся в ссылке вместе с отцом Иоанном Серовым. Архимандрит Каллист (Павлов) скончался в ссылке, и участники экспедиции попытались найти место его захоронения. Архимандрит Анатолий (Марков) до ареста в 1937 году служил в Большом Бору. Сегодня там продолжают жить его потомки, имя священника не забыто.

«Покорило добродушие и гостеприимность жителей, которые встречались на нашем пути», – делятся молодые москвичи. «Люди сразу отзывались на наши просьбы, нужды. В селе Поле нас разместили в доме, позволили натопить печь, предложили помыться в бане. Тут же женщины принесли молоко и творог. Тепло сердец местных жителей согревало нас, несмотря на дождь и бездорожье. В дневнике отец Иоанн писал о том, как в онежских деревнях, в частности, в Поле у местной жительницы Павлы Павловны Колесовой, он останавливался в пути, и как люди помогали, чем могли, несмотря на строгие запреты. Удивительно, что и в Поле, и в Большом Бору мы встретили то же гостеприимство и радушие, что и отец Иоанн 80 лет назад».

 

Источник: «Православная молодежь»