ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
08 июля
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня
04 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Не все герои носят плащи

31 марта, 14:26


 

 

31 марта — Молодежные новости. Нужна ли миру правда? Где искать справедливость, и кто может рассказать миру о его изнаночной стороне? Существует множество ответственных профессий, которые созданы, чтобы бороться за истину и нести ее людям. Эта миссия часто выпадает на долю журналистики.

Журналисты бывают очень разными, хотя со временем сформировались устойчивые стереотипы. В глазах многих людей представители этой профессии перешли на другою сторону, отреклись от защиты общественных интересов ради выгоды и обеспечения собственной безопасности. Конечно, это не правда. Остаются журналисты репортеры, расследователи, которые посещают горячие точки, пишут разоблачающие материалы. Например, такой героический образ был создан в американском фильме Грегори Нава «Пограничный городок».

Чем важен этот фильм? Как проблемы жителей далекого мексиканского городка касаются жителей всего мира? Проблема, поднимаемая в фильме, стара и больна, как постоянно кровоточащая рана на теле общества. Насилие и безмолвие господствуют в городе Хуарес, где насилуют и убивают женщин-рабочих. Эти страшные человеческие пороки делают городок похожим на ад, как замечает одна из главных героинь. Действительно, проблема выражена в фильме очень четко: замалчивание зла придает ему еще больше сил. Вот почему миру нужны те, кто выводят его на свет. Сейчас подобное происходит в Гватемале. Чувство безнаказанности в их обществе привело к тому, по статистике там каждый день погибают 2 женщины, а за последние полгода произошло 630 убийств.

По сюжету фильма власти города Хуарес пытаются уничтожить местную газету Эль Соль, которая пишет о каждом убийстве девушки. Газета, очевидно, символизирует собой последнюю надежду на спасение и защиту страдающих женщин. Так, одна из героинь фильма, чудом спасшаяся от убийц, бежит в редакцию газеты в поисках укрытия. С этого момента она находится под защитой двух отважных журналистов: Альфонсо и Лорен. Именно этих двух персонажей не хватает миру! В фильме они практически идеальны: смелые, добрые, готовые идти до самого конца. Это как раз тот пример, когда журналист отказывается от карьеры, которую он так долго и тщательно строил, во имя высших целей. Почему они это делают? Почему решают разобраться со столь запущенной ситуацией и войти в самое пекло? Режиссер не дает однозначного ответа.

Газеты Альфонсо отбирают у него из рук, главный редактор Лорен в Чикаго отказывается публиковать ее разоблачительную статью, прогибаясь под американскими властями. Эти журналисты не просто хорошие люди, они настоящие герои и приключения у них опасные. В их действиях нет колебаний, они жертвуют собой, подбираясь все ближе к убийцам, чтобы разоблачить их. В традициях драматического жанра мужчину журналиста убивают прямо в офисе. Женщина репортер несколько раз оказывается почти задушенной убийцами, но все равно не отступается от своего. О чем это говорит? Режиссер романтизирует и идеализирует их образы. Они берут на себя ответственность за жизнь выжившей девушки. Конечно, их образы вызывают восхищение и заставляют переживать, болеть за их победу. Это несомненно приобщает зрителя.

Но может ли обычный журналист принимать эти образы как руководство к действию? В реальной жизни человеку данной профессии тяжело оставаться незаметным. Как только он копнет поглубже, мы можем услышать новость об убийстве очередного журналиста как раз в середине его расследования. Герои фильма идут напролом, не стараются быть гибкими. Их главный враг – пара убийц в городке, а от властей и других заинтересованных структур им легко удается скрыться. Хотя, все-таки Альфонсо «заказывают», и киллеры в самый неожиданный момент быстро его устраняют. Сколько таких случаев на практике? В 2017 году мальтийская журналистка Дафна Каруана Галиция была подорвана в своей машине как раз после того, как обвинила премьер-министра Мальты и его жену в финансовых махинациях. В Словакии был убит журналист Ян Куциак, раскрывший факты мошенничества в партии, заседавшей в словацком правительстве. Это не единственные случаи, такие сценарии повторяются регулярно. Именно поэтому я не соглашаюсь с режиссером и его видением того, как должен вести себя журналист-расследователь. Но это не значит, что правда должна быть скрыта. Она должна быть подкреплена фактами, цифрами, может быть даже фотографиями. Доказательства дают некую защиту журналисту, хотя и не абсолютную. Хитрость и гибкость, которые в данном фильме изображаются скорее, как недостатки, остаются лучшими друзьями журналиста. Такова моя позиция.

Однако, эти качества не исключают преданность своему делу. Если проявлять хитрость и гибкость, то в пользу расследованию. В фильме тема преданности обыгрывается постоянно. Режиссер явно уважает это качество героев. В частности, он противопоставляет их всему миру. Когда спасшаяся девушка говорит журналистке, что все всегда обещают, но никогда не выполняют, журналистка уверенно заявляет: «Я не похожа на всех». Именно потому, что журналистка Лорен преданна своему делу, она намерена закончить дело до конца. Я разделяю точку зрения режиссера и поддерживаю его видение журналиста таким уверенным в важности и исключительности своей профессии. Когда я говорю о преданности, я имею ввиду неподкупность, направленность на результат и бесстрашие перед длительной борьбой. Такими были журналисты в фильме. Такой была, например, известная и уважаемая журналистка и правозащитница Анна Политовская, про которую писали: «Неподкупная и остановить ее может только пуля».

Скажу честно – раньше я мало задумывалась о проблемах, поднимаемых в фильме. Думаю, большинство живет и не понимает, кто на самом деле сражается за правду. Что это за люди, какие они? Режиссер фильма поставил перед собой задачу не только осветить страшные события, происходившие в Мексике, но и создать с их помощью привлекательный образ журналиста расследователя. Не все посылы были восприняты мной одобрительно, но все же главная идея фильма убеждает в благородности журналистской профессии. Здесь стоит отметить, что речь идет скорее о тех журналистах, которые расследуют потенциально опасные для их карьеры и жизни дела. Хотя мне кажется, что силой обладает все журналистское сообщество, в том числе его рядовые участники. Будучи добросовестными, они способны менять общественное мнение, ежедневно рассказывая о действительно важных вещах.

 

Текст: Марго Соколова 

***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.