ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
28 ноября
27 ноября
26 ноября
25 ноября
24 ноября
23 ноября
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
17 ноября
15:56
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
16 ноября
15 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
11 ноября
10 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Выставка «Трагедии любви и власти» открылась в Петербурге

26 марта, 19:30

24 марта в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова открылась выставка «Трагедии любви и власти»: «Псковитянка», «Царская невеста», «Сервилия». В фокусе внимания выставки — три оперы, написанные композитором по драмам в стихах Льва Мея. В центре каждой из них — хрупкая, чистая, любящая невеста, обреченная на гибель в столкновении с воплощением земной власти, будь то царь Иван Грозный или древнеримский трибунал. Исторические реалии, сплетенные с романтической любовной линией, оказались созвучны гению композитора. Оперы «Псковитянка» и «Царская невеста» стали популярными произведениями, а «Сервилия» оказалась почти забыта. Однако, в экспозиции «Трагедии любви и власти» она займет достойное место рядом со своими более успешными сестрами.

«Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову Великому пъвцу Мея» — золотым тиснением написано на ленте, преподнесенной композитору, обращавшемуся к творчеству Мея и в опере, и в романсах. Лев Александрович Мей — талантливый, но неоцененный критикой поэт, переводчик, певец старины — разрабатывал особый «народный» слог с архаичными оборотами, при этом романтизировал самые драматические страницы истории от правления Ивана Грозного до борьбы с христианством в Древнем Риме. Николай Андреевич Римский-Корсаков задумал писать оперу на его драму в стихах «Псковитянка» в 1868 году, когда композитору было 24 года. Опера увидела сцену в 1873 году, но затем Римский-Корсаков возвращался к ней на протяжении всей своей жизни: сделал еще две редакции, написал пролог «Боярыня Вера Шелога» (по не использованному прежде 1 акту драмы Мея). Некоторые материалы оперы — герои, образы, музыкальные элементы — перешли в «Царскую невесту» (1898), а позже перекочевали и в «Сервилию» (1901), запутанную трагедию о христианах в Древнем Риме, столь, казалось бы, далекую от драм эпохи Ивана Грозного.

Экспозиция «Трагедии любви и власти» рассказывает о сценической судьбе опер с помощью фотографий, эскизов и сценических костюмов ко множеству значимых постановок — от премьер до спектаклей последней четверти XX столетия. Центральное место на выставке займут эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста» С. М. Юнович. В 1966 году она создала один из лучших спектаклей за всю историю сценической жизни этой оперы — пронзительный, напряженный, трагический, как жизнь и судьба самой художницы. На выставке впервые будет представлен костюм Марфы для солистки Тифлисской оперы И. М. Корсунской, по легенде купленный у фрейлины Императорского двора.

Особого внимания заслуживают материалы о «Сервилии» — опере, которая ни разу не была записана целиком и не исполнялась в театре в последние несколько десятилетий. В экспозицию включены эскизы костюмов Е. П. Пономарева к премьерному спектаклю в Мариинском театре в 1902 году; сценический костюм, который впервые будет выставлен в открытом доступе, а также клавир оперы с личными пометами композитора. Обращение музея к забытой опере Римского-Корсакова, запланированное еще несколько лет назад, удивительным образом совпало с ожиданием выдающегося события — грядущей постановки «Сервилии» в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. До премьеры, назначенной на 15 апреля, Геннадий Рождественский также планирует осуществить первую в истории запись «Сервилии». Так заполнится пустующее окно в величественном оперном здании Н. А. Римского-Корсакова.

Источник информации : Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова