ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
11 декабря
10 декабря
09 декабря
08 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Выставка «Трагедии любви и власти» открылась в Петербурге

26 марта, 19:30

24 марта в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова открылась выставка «Трагедии любви и власти»: «Псковитянка», «Царская невеста», «Сервилия». В фокусе внимания выставки — три оперы, написанные композитором по драмам в стихах Льва Мея. В центре каждой из них — хрупкая, чистая, любящая невеста, обреченная на гибель в столкновении с воплощением земной власти, будь то царь Иван Грозный или древнеримский трибунал. Исторические реалии, сплетенные с романтической любовной линией, оказались созвучны гению композитора. Оперы «Псковитянка» и «Царская невеста» стали популярными произведениями, а «Сервилия» оказалась почти забыта. Однако, в экспозиции «Трагедии любви и власти» она займет достойное место рядом со своими более успешными сестрами.

«Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову Великому пъвцу Мея» — золотым тиснением написано на ленте, преподнесенной композитору, обращавшемуся к творчеству Мея и в опере, и в романсах. Лев Александрович Мей — талантливый, но неоцененный критикой поэт, переводчик, певец старины — разрабатывал особый «народный» слог с архаичными оборотами, при этом романтизировал самые драматические страницы истории от правления Ивана Грозного до борьбы с христианством в Древнем Риме. Николай Андреевич Римский-Корсаков задумал писать оперу на его драму в стихах «Псковитянка» в 1868 году, когда композитору было 24 года. Опера увидела сцену в 1873 году, но затем Римский-Корсаков возвращался к ней на протяжении всей своей жизни: сделал еще две редакции, написал пролог «Боярыня Вера Шелога» (по не использованному прежде 1 акту драмы Мея). Некоторые материалы оперы — герои, образы, музыкальные элементы — перешли в «Царскую невесту» (1898), а позже перекочевали и в «Сервилию» (1901), запутанную трагедию о христианах в Древнем Риме, столь, казалось бы, далекую от драм эпохи Ивана Грозного.

Экспозиция «Трагедии любви и власти» рассказывает о сценической судьбе опер с помощью фотографий, эскизов и сценических костюмов ко множеству значимых постановок — от премьер до спектаклей последней четверти XX столетия. Центральное место на выставке займут эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста» С. М. Юнович. В 1966 году она создала один из лучших спектаклей за всю историю сценической жизни этой оперы — пронзительный, напряженный, трагический, как жизнь и судьба самой художницы. На выставке впервые будет представлен костюм Марфы для солистки Тифлисской оперы И. М. Корсунской, по легенде купленный у фрейлины Императорского двора.

Особого внимания заслуживают материалы о «Сервилии» — опере, которая ни разу не была записана целиком и не исполнялась в театре в последние несколько десятилетий. В экспозицию включены эскизы костюмов Е. П. Пономарева к премьерному спектаклю в Мариинском театре в 1902 году; сценический костюм, который впервые будет выставлен в открытом доступе, а также клавир оперы с личными пометами композитора. Обращение музея к забытой опере Римского-Корсакова, запланированное еще несколько лет назад, удивительным образом совпало с ожиданием выдающегося события — грядущей постановки «Сервилии» в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. До премьеры, назначенной на 15 апреля, Геннадий Рождественский также планирует осуществить первую в истории запись «Сервилии». Так заполнится пустующее окно в величественном оперном здании Н. А. Римского-Корсакова.

Источник информации : Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова