ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
18 октября
17 октября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

В Санкт-Петербурге пройдет буддийский Новый год

04 февраля, 16:20

Музейная программа приурочена к началу года Красной огненной Обезьяны, который, согласно тибето-монгольской традиции, наступит в этом году 9 февраля в 5 часов утра – в первые лунные сутки первого весеннего месяца.

В Петербурге местом встречи Нового года для этнических буддистов России – алтайцев, бурятов, калмыков, тувинцев и хакасов, – а также всех людей, исповедующих буддизм и сочувствующих ему, станет буддистский храм – дацан Гунзэчойнэй. Музей истории религии и дацан – давние партнеры, поэтому музейная программа станет для всех, интересующихся буддизмом, своеобразным «Введением», разъясняющим смысл и специфику ритуалов, которые будут совершаться в дацане в ближайшие дни.

По буддистской традиции за два дня до наступления Нового года (по-бурятски Сагаалган) принято достойно проводить старый год: принять участие в очищающем обряде Дугжууба. Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей года уходящего. В Санкт-Петербургском дацане Дугжууба начнется 7 февраля в 18.00 после завершения программы в Музее истории религии - будет отслужен специальный молебен, после чего ламы разведут ритуальный костер. В костре должны сгореть маленькие кусочки теста, которые прихожане принесут из дома. С тестом предварительно совершается специальный ритуал – его нужно сначала покатать по лбу – символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем это тесто кладут в салфетку, чтобы больше его не касаться напрямую руками, и бросают в ритуальный костер, – все плохое сгорит в огне.

В то же время ламы готовят так называемый «соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

Существуют и другие ритуалы, которые буддисты совершают, встречая Новый год. Это и подношение богине Балден Лхамо (Шридеви) - повелительнице демонов, одной из десяти главных гневных божеств, и обмен разноцветными шелковыми шарфами – хадаками (символами гостеприимства, чистоты и бескорыстия), и запуск «хий моринов» – «коней ветра удачи».

Интерактивная программа Музея истории религии не только познакомит с этими и другими составляющими празднования буддийского Нового года. Она также раскроет тайны тибетских монастырей и музейных хранилищ! Впервые перед посетителями предстанут и зазвучат музыкальные инструменты буддийских лам – барабаны даммара, ганглины, цимбалы, большие трубы дунгчен, раковины. Честь первым извлечь звуки из уникальных экспонатов и рассказать о них музей предоставил Бему Митруеву – одному из немногих в мире обладателей ученой степени Ачарья, личному переводчику Далай-ламы XIV.

 

Информация и фото предоставлены организаторами