ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
17 января
16 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Позитивные изменения в законодательстве относительно лиц с ограниченными возможностями

14 января, 17:08

 

Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России насчитывалось почти 13 млн инвалидов, в том числе 605 тыс. детей-инвалидов. В настоящее время при установлении им группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" используются два критерия: "ограничение жизнедеятельности" и "степень расстройства функций организма". При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 закона о защите инвалидов). С 1 января 2016 года данный критерий не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" – он останется лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации.

Если сегодня группа инвалидности присваивается в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма (п. 7 Правил признания лица инвалидом), то с нового года группа инвалидности будет определяться в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснутся и порядка установления категории "ребенок-инвалид". Дело в том, что установление степени ограничения жизнедеятельности подразумевает субъективную оценку – оценивается способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. (разд. III Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы). А вот степень выраженности стойких расстройств функций организма уже можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования пациента.

Правило о применении критерия "ограничение жизнедеятельности", основанного на нозологии (учение о болезни), при установлении группы инвалидности уже давно подвергается критике. Так, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ОП РФ Елена Клочко отметила: "За этим критерием "стоит" только диагноз. При этом непонятно, в какой конкретно помощи нуждается инвалид, и как она ему будет оказываться. Например, указан диагноз "ДЦП", но при одних ДЦП интеллект остается сохранным, при других – происходят интеллектуальные нарушения. Дети с разными формами заболевания требуют предоставления совершенно разного перечня услуг. Например, в одном случае ребенку с ДЦП для получения образования необходимо обустроить специальное место, в другом – прикрепить помощника, а третьем – оказать дополнительную коррекционную помощь".

 Введение понятия "абилитация инвалида"

В Законе № 419-ФЗ появилось новое понятие: абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Сегодня в законодательстве есть только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 закона о защите инвалидов).

Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. При этом основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.

По мнению Елены Клочко, введение понятия "абилитация инвалида" абсолютно оправданно. "Раньше государство представляло себе инвалида как человека с сохранным интеллектом, "опорника", преимущественно получившего хорошее образование, чья инвалидность связана с травмами. При этом значительная часть людей с инвалидностью (а особенно детей – до 60% среди детей, признаваемых инвалидами в последнее время) имеют нарушения интеллекта. Им как раз и нужна абилитация. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Поэтому я приветствую закрепление абилитации на законодательном уровне", – высказалась она.

Стоит отметить, что на данный момент центры, занимающиеся абилитацией инвалидов существуют, но название их содержит другую формулировку, приведем в пример центры социальной адаптации инвалидов, в которых оказывается абилитационная помощь инвалидам и детям-инвалидам.

Также  с 1 января 2016 года он должен появиться федеральный реестр инвалидов (п. 5 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). В данной системе будут содержаться сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.

Оператор системы, которым выступает Минтруд России, будет получать указанные сведения от ФСС, ПФР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и иных организаций.

Кто будет иметь доступ к данным реестра и в каком порядке он будет использоваться, пока не известно – это предстоит определить правительству. Также предстоит определить какая именно информация будет присутствовать в реестре.

Эксперты обращают внимание, что возможны такие нестыковки, как – своевременное обновление информации. Ведь на момент внесения в реестр у человека могут быть одни показания по здоровью и соответствующие потребности, но по мере взросления нужды человека могут меняться, также непонятно каким образом защитить реестр от мощенников.

 Одним из самых важных шагов законодателя, на наш взгляд, стало развитие безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Действующим законодательством предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование транспортом, а также средствами связи и информации (ст. 15 закона о защите инвалидов). Однако эта обязанность не конкретизирована, что и призван исправить Закон № 419-ФЗ.

Так, с 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров – звуковыми сигналами.

Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур – дорогах, аэропортах, причалах, вокзалах и т. д. Закон № 419-ФЗ предусмотрел также, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д.

Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ). Однако собственники существующих объектов все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. При этом данные меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района или городского округа.

Собственникам объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предписано по возможности обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (п. 12 ст. 5 Закона № 419-ФЗ).

По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство существующих жилых зданий и помещений не соответствуют требованиям их доступности для инвалидов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Для решения этой проблемы новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для вновь возводимых сооружений (ст. 17 Закона № 419-ФЗ).

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур повлечет, как и сегодня, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 9.13 КоАП РФ).

До принятия Закона № 419-ФЗ основные меры по созданию безбарьерной среды регулировались специальной государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297). Эта программа продлена до 2020 года (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297). В следующем году начнется III этап ее реализации – и на данные цели в 2016 году планируется выделить из бюджета почти 48 млрд руб., что на 10 млрд руб. больше, чем в текущем году.

На МИА МИР мы уже публиковали обширный материал, посвященный установке пандусов http://миамир.рф/obschestvo/1020 и их правильной характеристике, зачастую их устанавливают вне законов логики и здравого смысла, в надежде что любой мотивированный гражданин сможет преодолеть преграду на пути к своей цели ( например, идя в магазин продуктов шаговой доступности).

Как прокомментировал активист движения по борьбе за Доступную среду в городе – попасть в профильный комитет и заявить об отсутствии должного оснащения для проезда в здания на инвалидной коляске очень часто невозможно, из за отсутствия таковых в самих учреждениях.

Так или иначе налицо позитивные изменения с которых начался 2016 год.
Правовая информация доступна на сайте ГАРАНТ.РУ