ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
20:59
ОБЩЕСТВО
24 мая
23 мая
22 мая
21 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
16 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
11 мая
10 мая
09 мая
08 мая
07 мая
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
29 апреля
28 апреля
22:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
27 апреля
26 апреля
25 апреля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Томская область: Алгоритм искусственного интеллекта, созданный в ТПУ, повысит прочность изделий авиа- и автомобилестроения

31 августа, 14:34

Ученые Томского политехнического университета создают алгоритм искусственного интеллекта, увеличивающий точность контактной сварки. Его применение позволит сделать сварное соединение в несколько раз прочнее. Система может быть использована на предприятиях, производящих автомобили, самолеты, корабли и другую крупную технику, для повышения качества корпусов машин.

Контактная точечная сварка применяется при производстве деталей в автомобиле-, самолёто- и судостроении, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях промышленности.

«При этом способе сварки детали соединяются в нескольких точках под воздействием высокого давления и температуры. Сваривание каждой точки происходит за несколько миллисекунд. Конечно, процесс осуществляется не людьми, а роботами: сварочными автоматическими установками», — говорит автор разработки, ассистент кафедры интегрированных компьютерных систем управленияБорис Пякилля.

По словам молодого ученого, сейчас промышленные роботы-сварщики используют для всех изделий стандартный «рецепт»: рекомендованные силу тока и время воздействия для разных видов металлов. При этом не учитываются особенности каждого конкретного материала — процентное соотношение сплава, степень очистки поверхности. Это влияет на качество сварного соединения, которое в результате может оказаться слишком хрупким.

«Предлагается использовать разработанный нами алгоритм искусственного интеллекта, основанный на математической модели сварочного процесса, для определения необходимой силы тока и длительности сварки на основании особенностей материала. Внутри сварочного аппарата есть датчики, способные определить общее напряжение в сварочной цепи. Свойства свариваемых поверхностей меняют величину напряжения в цепи в течение сварочного процесса. Например, металл может быть по-разному зачищен, может содержать разное количество окисей или представлять собой достаточно сложный сплав. Во всех этих случаях напряжение в сварочной цепи будет разным», — поясняет разработчик.

Молодой ученый предлагает подключать к сварочному аппарату небольшой компьютер, на котором будет запущена разработанная им программа. Получая данные о напряжении, она в считанные доли секунды будет выдавать необходимые настройки силы тока и длительности сварки. Такое автоматическое интеллектуальное управление роботом-сварщиком позволит добиться максимального качества сварных соединений.

Экспериментальную проверку разработанной программы Борис Пякилля проводит совместно с коллегами с кафедры оборудования и технологий сварочного производства ТПУ.

«На кафедре есть необходимые сварочные аппараты, на которых мы проводим эксперименты. Коллеги предоставляют данные по напряжению, я забиваю их в модель и прогнозирую температуру зоны сварки. Поскольку на кафедре оборудования и технологий сварочного производства работают опытные практики, они могут оценить качество полученного соединения и дать важные советы по работе алгоритма», — добавляет молодой ученый.

Сейчас политехники проводят необходимые опыты и дорабатывают существующую модель. Планируется, что первый образец системы будет создан уже в следующем году.

 

Информация предоставлена пресс-службой Томского политехнического университета

Фото: Интернет

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро #наука