03 августа
07 июля
06 июля

Москва: Геологи раскрыли необычную связь между землетрясениями и Луной

21 июля, 21:00

Геологи раскрыли необычную связь между положением и фазами Луны и силой землетрясений в Калифорнии, наблюдая за недавними слабыми толчками на территории этого штата США, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Луна, Земля и Солнце вращаются друг вокруг друга не по идеально круговым орбитам, постоянно сближаясь и удаляясь друг от друга. Продуктом этих сближений и удалений являются так называемые приливные силы, которые, к примеру, "вытягивают" атмосферу и океаны Земли в сторону Луны, что создает приливы и отливы. Схожие процессы в недрах спутников планет-гигантов разогревают их породы. Это позволяет океанам из жидкой воды существовать подо льдами Энцелада, спутника Сатурна, и Европы, спутника Юпитера.

Пол Джонсон (Paul Johnson) из Национальной обсерватории в Лос-Аламосе (США) и его коллеги раскрыли необычное проявление этого феномена, изучая серии слабых толчков и землетрясений, которые поражают Калифорнию практически каждый день в окрестностях разлома Сан-Андреас.

На идею провести подобное исследование их натолкнули недавние наблюдения ученых из Геологической службы США, обнаруживших, что частота слабых толчков в этой сейсмической зоне менялась вместе со временем суток и тем, как были напряжены местные горные породы. Эти изменения были слишком слабыми и периодическими для того, чтобы их могли вызвать процессы внутри недр самой Земли.

Это навело группу Джонсона на мысль, что данные землетрясения могут быть вызваны или каким-то образом зависеть от того, где сейчас находится Луна по отношению к Земле. Они проверили эту идею, сопоставив частоту землетрясений, скорость порождаемых ими колебаний и силу толчков с тем, как Луна "растягивала" и "сжимала" недра Земли.

Расчеты ученых показали, что колебания в частоте и силе толчков в Калифорнии подчинялись тем же 14-дневным циклам, что и действие лунного притяжения на Землю (14 дней – половина классического цикла смены фаз Луны в 29 дней) в комбинации с аналогичными силами, порождаемыми взаимодействием притяжений Солнца, Луны и Земли.

Что интересно, смены лунных фаз вызывали землетрясения в разломе Сан-Андреас не тогда, когда их ожидали увидеть ученые – они чаще происходят тогда, когда приливные силы ослабевают, а не усиливаются. Пока геологи не знают, почему происходит так, однако они предполагают, что эти странности связаны с тем, как взаимодействуют "лунные" и "земные" силы, отвечающие за возникновение тектонического напряжения и его высвобождении в виде толчков и землетрясений.

Информация и фото предоставлены РИА Новости