17 января
10 декабря
09 декабря

Мир: Генетики открыли 74 участка ДНК, связанных с отличной учебой

12 мая, 14:34

Масштабное изучение мелких мутаций в геномах более 300 тысяч человек помогло генетикам выделить 74 области в нашей ДНК, которые тем или иным образом влияют на успеваемость человека при обучении в школе и в университете, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"На успехи в учебе влияют в равной степени и гены, и окружающая среда. Те вариации в генах, которые мы нашли, отвечают лишь за небольшие различия в успеваемости среди участников этих исследований – в среднем, за примерно 0,43-1% от общего уровня различий. Крайне неправильно будет называть их "генами образования" – в нашей ДНК содержатся сотни тысяч, если не миллионы таких участков", — заявил Дэниел Бенджамин (Daniel Benjamin) из университета южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Бенджамин и две сотни других ведущих генетиков мира со всех континентов Земли уже несколько лет анализируют данные, собранные проектом Biobank при исследовании геномов жителей Великобритании, а также проектом "1000 геномов" и рядом других масштабных исследований, направленных на изучение вариаций в структуре генов среди всего населения планеты.

В общей сложности ученые проанализировали свыше 300 тысяч индивидуальных геномов, принадлежавших жителям 15 разных стран Европы, Азии, Америки и Африки. Сравнивая и сопоставляя примерно 9 миллионов мелких мутаций в их ДНК, ученые пытались найти те изменения в структуре генов и некодирующих участков генома, которые были бы связаны с склонностью к учебе и науке.

Благодаря большой выборке Бенджамину и его коллегам удалось найти сразу 74 участка ДНК, различные версии которых могли положительно или отрицательно влиять на умение человека учиться и заниматься наукой. Все они оказывали крайне малое влияние на склонность к обучению.

"Если, к примеру, взять самый "влиятельный" участок ДНК, который мы обнаружили, то можно сказать, что различия между отсутствием его копий и двумя копиями этого блока заключаются в дополнительных девяти неделях учебы, которые требуются людям с отсутствующими "хорошими" версиями этого сегмента генома", — продолжает ученый.

Эти "не-гены образования", как выражается Бенджамин, берут не качеством, а количеством – по расчетам генетиков, число таких сегментов генома превышает миллион. Их дальнейший поиск и изучение, по мнению генетика, должно помочь нам понять, насколько успехи человека в образовании обусловлены генами, и насколько – его собственным упорством, социальной средой и заботой родителей.

Источник: РИА Новости