16 января
12 декабря
11 декабря
10 декабря
09 декабря

Республика Татарстан: Физики КФУ исследуют механизмы возникновения «железной» сверхпроводимости

23 февраля, 16:30

23 февраля – Молодежные новости.  Физики КФУ вместе с коллегами из Аугсбурга исследуют механизмы возникновения «железной» сверхпроводимости. Финансирование проекта «Магнитные и транспортные свойства тройных халькогенидов железа с пониженной размерностью», рассчитанного на 2019-2021 годы, осуществляют Российский фонд фундаментальных исследований и Немецкое научно-исследовательское  сообщество.

«Соединения с пониженной размерностью в последние десять лет активно изучаются во всем мире. Пристальное внимание к ним обусловлено множеством необычных физических явлений, обнаруженных в этих системах. Одно из таких явлений – высокотемпературная сверхпроводимость, которая в халькогенидах железа сосуществует со своим извечным антагонистом – магнетизмом, – рассказывает руководитель проекта с российской стороны, проректор по образовательной деятельности, профессор Института физики КФУ  Дмитрий Таюрский.

Высококачественные монокристаллы для исследований будут синтезированы в Центре сильных электронных корреляций и магнетизма Университета Аугсбурга (Германия). Физики Казанского федерального университета  вместе с немецкими коллегами займутся изучением физических свойств этих соединений. На основе полученных результатов будут построены теоретические модели, которые помогут пролить свет на механизмы возникновения «железной» сверхпроводимости».

Научные группы из Аугсбурга и Казани успешно проводят совместные исследования низкоразмерных халькогенидов железа более трех лет. Лаборатория роста кристаллов Университета Аугсбурга синтезирует самые качественные в мире монокристаллы этих соединений. Кроме того, немецкие коллеги имеют признанные результаты в физике низкоразмерных соединений. В свою очередь, участники проекта из Казанского федерального университета обладают большим опытом в области мессбауэровской спектроскопии соединений железа, что имеет первостепенную важность для выяснения его роли в сверхпроводимости халькогенидов. В последнее время в лаборатории компьютерного дизайна материалов КФУ были развиты новые методы анализа низкоразмерных соединений. По результатам совместных исследований учеными КФУ и Университета Аугсбурга был опубликован ряд статей в высокорейтинговых научных журналах.

Исследование низкоразмерных халькогенидов железа должно стать важным шагом к созданию новых материалов со сверхпроводящими свойствами при комнатной температуре. Такие материалы необходимы для разработки элементной базы квантовых компьютеров, высокоэффективных промышленных накопителей электроэнергии, а также они могут произвести революцию в энергетике, поскольку позволят минимизировать потери при передаче электроэнергии на большие расстояния.

Источник: Медиапортал КФУ