18 декабря
17 декабря
16 декабря

Москва: Каждый сотый россиянин рождён с генетической устойчивостью к ВИЧ

30 ноября, 16:12

30 ноября - Молодёжные новости. В ходе исследования, проведённого сотрудниками медико-генетического центра Genotek, было обнаружено, что 1% россиян обладают особой мутацией в гене CCR5, которая практически полностью исключает риск заражения вирусом иммунодефицита (ВИЧ).

Эксперты проанализировали генетические данные 3000 человек - репрезентативную выборку клиентов медико-генетического центра Genotek. У 1.1% россиян мутация была обнаружена в обеих копиях гена CCR5, что, согласно литературным данным, практически полностью исключает риск заражения ВИЧ.

По словам научного сотрудника Genotek Александр Ракитько мутация в гене CCR5 возникла около 1000 лет назад в Северной Европе среди викингов. “Её широкое распространение в Европе (и отсутствие в Азии и Африке) связано с тем, что эта мутация также снижает вероятность заражения чумой и черной оспой, многочисленные эпидемии которых в свое время приводили к массовой гибели людей, оставляя в живых обладателей этой мутации,” - рассказывает автор исследования.

Защитные свойства мутации в гене CCR5 современные ученые связывают с возможностью подавления ВИЧ-инфекции у больных и рождения ВИЧ-устойчивых детей.

Тимоти Браун, пациент берлинской клиники, был заражен ВИЧ и болен лейкемией (для лечения которой применяется пересадка костного мозга). Его врач смог подобрать донора костного мозга, который был носителем мутаций в обеих копиях гена CCR5. Через 20 месяцев после операции, несмотря на отсутствие лечения, ВИЧ перестал обнаруживаться в крови, костном мозге и слизистой оболочке кишечника пациента.

В июле этого года группа российских ученых опубликовала результаты экспериментов, в которых им удалось внедрить мутации в ген CCR5 в клетках эмбрионов человека. А в ноябре китайский учёный Цзянькуй Хэ заявил о первом в мире случае рождения детей, геномы которых были им отредактированы. Ученому удалось ввести мутацию в обе копии гена CCR5 у одной из девочек, что сделало ее устойчивой к ВИЧ.

Важно отметить, что наличие мутации в гене CCR5 не является абсолютной защитой от заражения ВИЧ и поводом не применять профилактические меры. Известны единичные случаи, когда у людей с мутацией было обнаружено хроническое носительство ВИЧ. Возможно, некоторые штаммы ВИЧ могут использовать другие рецепторы для проникновения внутрь клетки.

Информация предоставлена организаторами