27 февраля
22 января
21 января
20 января
19 января

Мир: Ученые нашли ген, отвечающий за дружелюбие домашних лисиц

08 августа, 17:26

8 Августа - Молодежные новости.  Группа российских и зарубежных ученых, в том числе исследователи СПбГУ, с помощью расшифровки генома впервые объяснила знаменитый эксперимент по одомашниванию чернобурых лисиц Дмитрия Беляева. Специалистам удалось установить, какие именно гены отвечают за дружелюбное отношение к человеку. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.

Напомним, в середине прошлого века академик Дмитрий Беляев провел масштабный эксперимент по одомашниванию чернобурых лисиц. Знаменитый советский ученый просовывал в клетку руку в защитной перчатке и следил за поведением животных. Далее академик отбирал лисиц, которые спокойно реагировали на присутствие человека, и скрещивал их между собой. Таким образом академику Беляеву удалось создать целую популяцию, которая внешне похожа на собак: у лисиц обвислые уши, закрученный крючком хвост и светлые пятна на шкуре.

«Беляевские домашние лисы представляют один из самых масштабных экспериментов в истории биологии. Важно провести анализ последовательности ДНК этих животных для поиска причинно обусловленных факторов их поведения», — отметил Стефан О’Брайен, один из авторов исследования, руководитель Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского СПбГУ.

Сегодня благодаря развитию технологий секвенирования генома ученые смогли объяснить поведение домашних лисиц с точки зрения генетики. Исследователи секвенировали ДНК ручных, агрессивных и обычных, выращенных на фермах особей. В результате ученые выделили 103 фрагмента ДНК, которые отличались у представителей разных групп.

Специалисты пришли к выводу, что за дружелюбный характер беляевских лисиц отвечает мутация в гене SorCS1. Так, особи, обладающие одним типом мутации, — самые спокойные, а носители других мутаций на этом участке, напротив, — агрессивные и избегают контактов с людьми.

Анализ последовательности генома выполнила группа исследователей под руководством международного коллектива ученых из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Центра геномной биоинформатики СПбГУ имени Ф. Г. Добржанского, Иллинойсского университета (США), Корнеллского университета и Пекинского института геномики в Шэньчжэне (Китай).

Информация и фото предоставлены пресс-службой СПБГУ