15 июля
КУЛЬТУРА
14 июля
13 июля

Международная коллаборация ученых открыла новое подсемейство пресноводных моллюсков-жемчужниц в Китае

3 Июля - Молодежные новости. Крупная международная группа ученых, в которой участвуют российские специалисты из лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН, совершила открытие мирового значения. Ученые нашли и описали новое подсемейство пресноводных моллюсков-жемчужниц.

Результаты были опубликованы в ведущем мировом журнале Molecular Phylogenetics & Evolution.

Проект продолжался два года. В работе участвовали специалисты из России, Португалии, Франции, Великобритании, США, Китая, Вьетнама и Малайзии. Научными руководителями выступили Мануэль Лопес-Лима (Португалия, Университет Порту) и Иван Болотов (Россия, ФИЦ КИА РАН, САФУ).

Вначале ученые составили карту распространения пресноводных моллюсков-жемчужниц в мире. Она показала непонятное «белое» пятно в Азии: жемчужницы живут в бассейне реки Амур, на Курилах, Сахалине, в Японии, в Лаосе и Мьянме, но они не были встречены в восточном Китае. Специалисты обратили внимание на это явление и начали масштабные исследования китайских моллюсков.

Расшифровка генетических последовательностей (геномов) показала, что жемчужницы в восточной части Поднебесной все-таки обитают. Выяснилось, что к этому семейству на самом деле принадлежат четыре вида моллюсков из Китая. Более того, они представляют собой новое для науки подсемейство пресноводных жемчужниц, которое назвали Гиббозулины (Gibbosulinae).

Гиббозулины отличаются от остальных жемчужниц очень толстой раковиной. Они живут в бассейнах некоторых рек Китая, в том числе Янцзы и Жемчужная, и обособились от обыкновенных жемчужниц очень давно, около 170 миллионов лет назад.

Как отмечают ученые, все Гиббозулины — редкие и исчезающие виды, требующие особой охраны. Они будут рекомендованы к внесению в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП).

Полную научную статью можно прочитать по ссылке.

Информация и фото предоставлены Северным (Арктическим) федеральным университетом