ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
17 февраля
15:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
07 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
17 января
16 января
15 января
14 января
13 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Сибирские этнографы исследовали облик божеств народов Севера

05 июня, 19:35

 

5 Июня - Молодежные новости.  Современная культура оказала большое влияние на религиозные верования и обряды коренных народов Сибири и Севера России, выяснили изучающие их быт новосибирские этнографы. Ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Аркадий Бауло, который изучает культуру проживающих в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах хантов и манси более 30 лет, рассказал ТАСС, как по мере освоения Севера менялись представления о божествах у коренного населения.

Военный мундир и чиновничья шпага

Ханты и манси, или обские угры, живут на севере Западной Сибири, на территории Ханты-Мансийского-Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов. Первые упоминания об их культуре относятся к XVII веку. Пантеон богов хантов и манси состоит из божеств, живущих под землей, на земле вместе с людьми, в лесах и на небе. Отца "трех миров", бога Нуми-Торума изображать не принято - почитают его детей, например, Небесного всадника Мир-Сусне-Хума, а также других духов, стоящих ниже в божественной иерархии.

Ханты и манси верят, что раньше землю населяли богатыри, которые после смерти стали духами-покровителями. При этом на первом этапе Сибирь и Север осваивали как раз военные отряды. По словам Аркадия Бауло, для хантов и манси они стали символом власти, в том числе божественной. Верования предполагают изготовление фигур божеств, чтобы позднее делать для них одежду и дарить различные вещи, которые в специальных сундуках могут копиться веками.

"Бог для хантов и манси - это некая высшая власть, они в его подчинении. Поэтому, когда они делали фигуры богов в том или ином веке, то старались наделить фигуры символами власти конкретного времени. Мы находили фигуру хантыйского покровителя, одетого в мундир пехотинца времен Екатерины II. В конце XVIII века власть Российского государства была преимущественно военной - богам дарили мундиры, шпаги, палаши", - рассказывает этнограф.

На духов-покровителей одежду надевают слой за слоем, то же происходит и с подношениями в священных сундуках, которые ставят на чердаки домов - порой в одном сундуке могут храниться подарки божествам от нескольких поколений. Если ткань портится, то такую одежду не выбрасывают, а увозят подальше в лес - духи живут там.

В XIX веке власть в России стали представлять чиновники. "Мы встречали преподнесенную хантыйским богам чиновничью шпагу, у ненцев путешественники XIX века видели фигуру божка, одетую в чиновничий мундир. В священных сундуках хантов и манси попадается немало металлических пуговиц с мундиров чиновников - чтобы боги могли этот элемент на свою одежду "нашить". На святилищах мы обнаруживали даже очки как у чиновников - тоже символ власти", - говорит ученый.

Советские значки и немецкие пуговицы

Одним из самых интересных артефактов Бауло называет шлем с меховой опушкой, относящийся к 20-30-м годам прошлого века. На нем изображен Небесный всадник, скачущий под солнцем. Он одет в буденовку, а на боку у бога кобура с наганом. Установившаяся в стране советская власть оставила свой отпечаток в религиозных обрядах хантов и манси - этнографы встречали фигуры со значками воина-спортсмена, отличника охотничьего промысла, знаком "Ворошиловский стрелок", а также фигуру духа-покровителя в женском облике с медалью "Материнская слава" на груди.

Необычным оказалось и изображение духа-покровителя оленьих стад у хантов. На нем пришит железный царский герб с двуглавым орлом, но перевернутый. По легенде, после революции и свержения монархии герб пришили вверх ногами.

"Мы находили на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов более десятка пуговиц 1940-х годов - с мундиров солдат подводного флота Германии. Ханты и манси тоже клали их духам-покровителям: неважно, вражеские это атрибуты или нет, важен именно элемент власти", - говорит Бауло.

Одежда для богов

По словам Бауло, еще в конце 1980-х годов домашним духам - покровителям одежду шили вручную по традиционной технологии. В последние годы ханты и манси стали относиться к нарядам духов проще, в основном их стали покупать.

"Порядка тридцати лет мы наблюдаем за святилищем около деревни Хулимсунт в Березовском районе Ханты-Мансийского округа-Югры. В 1989-м в амбарчике - месте, где размещаются божества, - сидят "отец", "сын" и "мать". У них на головах традиционные конусовидные шапочки, женщина в платке. В 2006 году они сидели уже в современных рубашках, а у главного духа на голове спортивная вязаная шапка с надписью BOSS - потому что он главный. Если в 1980-90 годы богам шили традиционную одежду, то сейчас глобализация - проще пойти в магазин и купить богам рубашку", - рассказывает Бауло.

Другой пример использования благ цивилизаций относится к советскому времени. Когда умирает человек, ханты и манси, говорит этнограф, делают его фигурку, в которую, как считается, должна вселиться душа, когда она возродится в следующем поколении. "В один из ящиков с такой фигуркой был положен проводной телефонный аппарат 1970-х годов, чтобы покойник мог позвонить родственникам с того света", - отмечает ученый.

По мнению Бауло, религиозная культура хантов и манси забывается - люди уезжают из традиционных поселков, и становится некому совершать обряды. Например, в деревне Хурумпауль в Березовском районе ХМАО в 1980-х годах было 15-20 домов, и было три святилища - поселковое, мужское и женское. Сегодня жилыми остаются три дома, нет женщин - исчезли специальные женское и мужское святилища, а на поселковое практически никто не ходит.

Верования поддерживаются там, где есть большие коренные семьи, например, в деревне Хулимсунт. Изначально деревня была мансийской, но после того, как рядом построили крупную газокомпрессорную станцию, в ней поселилось много русских, украинцев, молдаван - образовался большой современный поселок, манси в котором живет очень мало. "Однако их священное место процветает и тщательно содержится. Многое зависит от отдельных семей, если они большие, им легче продолжать традицию", - отмечает ученый.


Источник: ТАСС

***

Материал опубликован в рамках проекта «Медиа-школа для молодёжи: интернет-формат». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро