24 июня
23 июня
22 июня

Ямало-Ненецкий автономный округ: Древнее святилище оказалось самым северным в Евразии центром железообработки

24 мая, 22:48

24 Мая – Молодежные новости.  Специалисты Научного центра изучения Арктики выяснили, что археологический памятник Усть-Полуй в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) является самым северным в Евразии древним центром железообработки. Итоги исследования объекта представили в новом сборнике, сообщил в среду журналистам старший научный сотрудник научного центра Андрей Гусев.

«Работа по созданию сборника «Археология Арктики»: «Усть-Полуй: материалы и исследования» была коллективная, в том числе с учеными из-за рубежа, из Канады. <...> В книге представлены результаты изучения останков животных, каменных орудий, железных вещей. На сегодняшний день Усть-Полуй оказался одним из наиболее древних северных пунктов железообработки в целом по Евразии, это достаточно серьезный результат, древнее и севернее точек обработки железа в Евразии на сегодняшний день нет. <...> Мы надеемся, что материалы исследования окажутся востребованными в будущем не только нами, но и другими коллегами, которые занимаются историей», - сказал он.

По словам заведующей сектором археологических исследований научного центра Натальи Федоровой, несмотря на имеющейся 15-летний опыт проведения раскопок на Усть-Полуе, многое до сих пор остается неизученным. «Мы только приступили к рассмотрению возможностей этого памятника, мы дали ему другое название, потому что в последние годы раскопок обнаружили там следы разных производств, теперь мы называем его не древнее святилище, а древний сакральный производственный центр. <...> Мы пытаемся сейчас изучать все эволюционные изменения: как наш регион контактировал с очень дальними центрами евразийских цивилизаций, как происходила смена хозяйства, почему возникло оленеводство - это очень много даст для понимания многих аспектов», - отметила она.

Усть-Полуй - уникальный археологический памятник Нижнего Приобья, расположенный в черте Салехарда в ЯНАО, относится к I в. до н. э. - II в. н. э. Многочисленные артефакты указывают на то, что на территории памятника совершались древние ритуалы. Здесь же находятся следы производственных площадок по изготовлению костяных и роговых предметов, места выплавки железа и бронзы.

Научный центр изучения Арктики создан в ЯНАО в 2010 году. В настоящее время в его составе работают секторы археологии, этнологии, социально-гуманитарных исследований, регионоведения, геолого-географических, медицинских и эколого-биологических исследований.

Источник: ТАСС

Материал опубликован в рамках проекта «Медиа-школа для молодёжи: интернет-формат». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.