14 октября
13 октября
12 октября

Санкт-Петербург: Ученые СПбГУ и Зоологического института РАН изучили генетические особенности животных-мигрантов

17 мая, 17:53

17 мая – Молодежные новости. Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета и Зоологического института Российской академии наук выяснили, благодаря каким генетическим и физиологическим особенностям божья коровка, байкальский бокоплав и древесная улитка расселились по территории страны.

Коллектив, в который вошли ученые СПбГУ и Зоологического института РАН, изучил, как изменяется генетический аппарат инвазивных видов.

«Мы стремились установить, каким образом генетические особенности живых организмов могут влиять на их способность к быстрому расселению и как человек воздействует на эволюционные процессы в экосистемах», — отметил руководитель проекта, профессор СПбГУ Сергей Инге-Вечтомов. Исследование позволит решить ряд экологических проблем, возникающих из-за вмешательства человека в естественное расселение животных.

Объектами изучения стали три вида животных — божья коровка Harmonia axyridis, байкальский бокоплав Gmelinoides fasciatusи древесная улитка Arianta arbustorum. Все эти организмы способны по эволюционным меркам очень быстро расселяться на новых территориях.

Первый объект исследования — божью коровку Harmonia axyridis — на европейскую территорию России завезли с Дальнего Востока для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Однако эта божья коровка, ядовитая для многих видов птиц, стала проникать в естественные биоценозы. В результате «захватчики» вытеснили местных афидофагов (животных, питающихся тлей).

В конце 1960-х годов при участии человека произошло переселение еще одно вида — бокоплава Gmelinoides fasciatus. Этот рак, обитающий на Байкале, был помещен в акваторию Ладожского озера для увеличения объема корма озерных рыб. Третий исследуемый объект — древесную улитку Arianta arbustorum — никто специально не переселял, но за последние 30 лет этот вид, который в основном обитает в Альпах, распространился на территории Северной Европы и был во множестве замечен даже в Ленинградской области.

Ученые полагают, что в Северной Европе обитала достаточно старая популяция, которая в последнее время начала активно расселяться. Сопоставив данные об условиях, где улитки предпочитают селиться, и их реальные ареалы, исследователи установили, что в период Ледникового максимума за пределами Альп существовало нескольких регионов с благоприятными условиями для вида. Кроме того, специалисты сделали прогноз о будущем расселении древесных улиток: к 2050 году будет наблюдаться смещение ареала к северу.

Информация и фото предоставлены пресс-службой СПБГУ

Материал опубликован в рамках проекта «Медиа-школа для молодёжи: интернет-формат». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.