23 ноября

Санкт-Петербург: Палеонтологи СПбГУ готовы рассказать о первом яйце динозавра из Западной Сибири

13 ноября, 12:44

13 ноября — Молодежные новости. Группа российских ученых описала уникальное ископаемое — яйцо динозавра начала мелового периода, возраст которого составляет около 120 миллионов лет. Это вторая подобная находка, сделанная на территории России за всю историю палеонтологических исследований, и первое яйцо, получившее здесь научное имя. О том, как его назвали, какой динозавр мог бы из него вылупиться, а также какой вклад в изучение ископаемого внесла петербургская школьница, эксперты расскажут журналистам на Science-ланче в СПбГУ 14 ноября.

Сегодня на Земле живет несколько миллионов представителей фауны, а если добавить к ним давно вымерших животных, число станет невообразимым. Чтобы упорядочить это огромное количество организмов, ученые придумали систему таксонов — специальных групп, объединяющих животных по общим признакам. И если динозавры в этой системе — это надотряд наземных позвоночных, то вот яйцо динозавра не может стать частью классификации, потому что животным не является. Яйцо — это ихнофоссилия, то есть след жизнедеятельности ископаемого организма.

Для каждого вида ихнофоссилий существуют собственные классификации. Например, в систематике яиц семейства называются оосемействами, рода — оородами, виды — оовидами. Исследователям из СПбГУ, Томского государственного университета и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН, а также воспитаннице Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных удалось описать новый, тринадцатый оовид в оороде Prismatoolithus.

Обнаружили яйцо еще в 2008 году недалеко от села Шестаково Кемеровской области, на одном из самых известных местонахождений динозавров в России. Однако внимательно изучить находку палеонтологам удалось лишь недавно: результаты исследования опубликовали в журнале Historical Biology. Диаметр ископаемого составляет около трех сантиметров, а толщина скорлупы — примерно полмиллиметра. Что интересно, невероятно тонкая оболочка неплохо сохранилась, поэтому даже непрофессионал сможет узнать в окаменелости форму яйца. Это отличает его от первой подобной находки, сделанной в России, — тогда на Чукотке обнаружили лишь несколько отдельных фрагментов скорлупы.

Участники Science-ланча в СПбГУ получат уникальную возможность узнать научное имя ископаемого и подробности экспедиции в Западную Сибирь, а также собственными глазами увидеть яйцо динозавра.

На мероприятии выступят:

• Павел Скучас, доцент СПбГУ, специалист по мезозойским позвоночным

• Елизавета Бойцова, магистрант СПбГУ

• Валентина Маркова, ученица 11 класса, воспитанница Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных

Начало мероприятия: 14 ноября, 12:00.

Место проведения мероприятия: СПбГУ, Университетская наб., 7–9.

Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ