01 июня
01 мая
30 апреля
29 апреля
28 апреля

Новосибирск: Полимер глюкозы может помочь в лечении туберкулеза

24 марта, 19:21

Ученые Новосибирского НИИ туберкулеза выяснили, что полимер глюкозы декстран может выступать в качестве иммуномодулятора при лечении туберкулеза; вещество в перспективе может быть использовано для создания лекарства или вакцины от этой инфекции, сообщает в четверг издание СО РАН "Наука в Сибири".

В сообщении говорится, что новосибирские исследователи уже получили положительный результат испытания декстрана на культурах клеток. В настоящее время продолжается изучение новых возможностей этого хорошо известного в медицине вещества, которое с 1940-х годов использовали как заменитель плазмы крови.

"Я проанализировал, какие процессы происходят в организме, когда вводится этот полисахарид, и с какими рецепторами он связывается. Выяснилось: декстран соединяется с теми же рецепторами, что и целый ряд патогенов, в том числе — палочка Коха. Такие рецепторы обеспечивают как эндоцитоз (процесс захвата внешнего материала клеткой), так и "распознавание" патогенов", — приводятся в сообщении слова младшего научного сотрудника ННИИТ Сергея Пустыльникова.

По словам ученого, это означает — вещество может влиять на реакцию иммунных клеток при инфекции, способствовать выработке иммунного ответа, необходимого для благоприятного лечения туберкулеза.

Биолог проводил эксперименты на культурах клеток здоровых доноров. В ходе испытания клетки инкубировали с декстраном, а затем заражали микобактериями. Результаты свидетельствовали, что вещество меняет реакцию иммунных клеток, способствуя развитию иммунного ответа, наиболее эффективного при туберкулезе. Возможно, субстанцию удастся использовать в качестве иммуномодулятора и адъюванта (соединения, усиливающего положительный эффект) при лечении и профилактике болезни.

"Конечно, хотелось бы, чтобы моя гипотеза подтвердилась и удалось найти дешевое, доступное соединение, пригодное в качестве медикамента. Ведь сейчас активно развиваются антибиотикоустойчивые формы заболевания", — сказал ученый. Он намерен продолжать доклинические испытания свойств декстрана на лабораторных животных.

Источник: РИА Новости