24 ноября
30 октября
29 октября
28 октября
КОСМОС

Санкт-Петербург: Канал «Наука» представит премьеру нового цикла о мегаустановках в Курчатовском институте

03 ноября, 19:53

На закрытии XIV Курчатовской междисциплинарной молодежной научной школы 11 ноября канал  «Наука» покажет премьеру проекта «Меганаука». На съемках первой серии канал «Наука» побывал в закулисье Курчатовского института и детально изучил работу кольцевого ускорителя электронов, благодаря которому ученые получают синхротронное излучение.

Премьерный цикл фильмов «Меганаука» — это уникальные экскурсии в мир научных гигантов, которые по размерам напоминают настоящие заводы. Мегаустановки занимают огромную площадь и строятся десятилетиями, как правило, для проведения одного эксперимента. Расположенные в разных частях света, эти чудеса инженерной мысли должны открыть самые сокровенные тайны мироздания, именно здесь ученые колдуют над фундаментальными открытиями.

Курчатовский синхротрон построен в 1999 году. Площадь мегаустановки — 16 тысяч кв. м. Как и большой адронный коллайдер, эта мегаустановка относится к циклическим ускорителям заряженных частиц. Только в синхротроне частицы не взаимодействуют, а летают по кругу ради одной цели — произвести на свет синхротронное излучение.

Это излучение невероятно по своим качествам. Оно включает в себя весь диапазон электро-магнитных волн. Радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение. Больше всего физиков интересуют рентгеновские лучи. Длина их волн в тысячу раз короче видимого света и сравнима с расстоянием между атомами. Поэтому рентген просвечивает человеческое тело и мы видим на снимках кости и ткани. Самое яркое в мире рентгеновское излучение получают именно на синхротронах.

Чтобы получить желаемое излучение, физикам приходится разогнать электроны до околосветовых скоростей. Частицы достигают фантастической скорости в 300 тысяч км в секунду. То есть, за одну секунду они способны семь раз облететь вокруг Земли. Ускоренные частицы попадают в 14 отдельных боксов - лабораторий. В них проводятся эксперименты для медицины, биологии, химии, физики, опыты в области нано-технологий и даже археологии.

Синхротрон позволяет расшифровать структуру белков, понять, какими древними инструментами пользовались наскальные художники и увидеть внутреннее строение микро-объектов. Благодаря излучению, человечество получает новые лекарства,  микроэлектронику и высокопрочные материалы.

Показ первого фильма цикла “Меганаука” состоится 11 ноября на закрытии Курчатовской междисциплинарной молодежной научной Школы.  В эфире канала «Наука» фильм выйдет позже:  19 ноября в 10:00 и 20 ноября в 19:00.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Познавательного Цифрового Телевидения