27 января
20 декабря
19 декабря
18 декабря
17 декабря

Москва: Российские археологи опубликовали книгу о древнейшем селении людей

02 ноября, 13:54

Ученые проводят раскопки в Телль Хазны

Российские ученые из Института археологии РАН представили публике книгу, в которой они рассказывают о раскопках на территории одного из древнейших селений людей на Земле, возникшего более шести тысяч лет назад, сообщает пресс-служба исследовательского учреждения.

"Раскопки поселения Телль Хазна I — единственный масштабный российский археологический проект по изучению Месопотамии. В настоящее время уникальный памятник находится в зоне боевых действий, а инфраструктура российской экспедиции на месте, по-видимому, уничтожена", — рассказывают ученые, чьи слова передает пресс-служба ИА РАН.

Храмовый комплекс и поселение Телль Хазна I, расположенный на севере Сирии — одни из древнейших очагов цивилизации на Земле. По текущим оценкам археологов, данное поселение возникло в начале четвертого тысячелетия до нашей эры, просуществовав до 27 века до нашей эры.

В 31 веке до нашей эры здесь были построены монументальные здания храмового комплекса, который служил не только религиозным, но и административным центром. Храмовый комплекс прекратил существование на рубеже 30-29 веков до нашей эры. После этого еще два века поселение, лишенное централизованного управления, продолжало существовать на том же месте.

Этот очаг древней цивилизации еще с 1988 года изучается российскими археологами под руководством Рауфа Мунчаева в рамках Иракской экспедиции Института археологии РАН. Экспедиция Мунчаева впервые установила, что Телль Хазна I – не просто поселение, а крупный культовый и административный центр, где совершались религиозные ритуалы, связанные с земледельческим культом и где хранились и распределялись большие запасы зерна.

Первые итоги этой экспедиции были описаны в первой книге, изданной ИА РАН в 2004 году. В новом томе российские археологи рассказали об итогах раскопок, проводившихся с 2000 по 2010 года, подробно описав архитектуру поселения и некоторые детали из повседневной жизни его обитателей.

Помимо стен отдельных домов и центрального храма, археологам удалось найти в Телль Хазны множество артефактов. В том числе печати, использовавшиеся для скрепления документов, колеса, а также следы пищи, которой питались местные жители – говядиной, ячменем, прочими злаками, а также свининой,  бараниной и бобовыми растениями.

Особое внимание ученых привлекли колеса, чей возраст – 33-32 век до нашей эры – является пока наиболее ранним свидетельством существования колесного транспорта в Северной Месопотамии.

Раскопки могил жителей Телль Хазны показали, что жизнь в данном очаге цивилизации постепенно ухудшалась с момента его основания, что, как предполагают российские исследователи, было связано с климатическими изменениями и чередой засух, поразивших Ближний Восток в третьем тысячелетии до нашей эры.

Причиной гибели цивилизации в этом селении, как показывают палеоклиматические данные, помимо изменения климата, послужил сам человек. Как обнаружили ученые экстенсивный характер местного земледелия, в комбинации с установлением засушливого климата, спровоцировал катастрофические экологические изменения — исчезли деревья, их место занял кустарник ландшафта, в результате чего Телль Хазна превратился почти в пустыню.