ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
20 января
19 января
18 января
17 января
16 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января
10 января
09 января
08 января
07 января
06 января
05 января
04 января
03 января
02 января
01 января
31 декабря
30 декабря
29 декабря
28 декабря
27 декабря
26 декабря
25 декабря
24 декабря
23 декабря
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
17:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
18 декабря
17 декабря
16 декабря
15 декабря
14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Москва: 30 лет группе "Ласковый май": как "Белые розы" зазвучали из всех ларьков страны

06 декабря, 18:11

 

Долго гадать о причинах даже не популярности группы, а массовой истерии в масштабах 1/6 части суши не приходится. "Ласковый май" появился в нужное время и в нужном месте. Рано или поздно Советский Союз, изолированный от всех мировых музыкальных процессов, должен был столкнуться и с пожирающим всех и вся монстром шоу-бизнеса.

Ведь если рассматривать феномен "Ласкового мая" в мировых традициях, то мы имеем дело с первым советским бойз-бендом, ориентированным, во-первых, на ровесников, а во-вторых, на девичью и женскую аудиторию — главных потребителей поп-продукта во все времена. The Beatles, Bee Gees, The Beach Boys — все они начинали свой путь по сердцам именно таким образом.

"Ласковый май" свое покорение всего Советского Союза начал на сцене школы-интерната №2 Оренбурга. Именно там руководитель местного музыкального кружка Сергей Кузнецов собрал первый состав группы, еще даже не имевшей имени.

"Мы какое-то время репетировали, 30 декабря 1986 года, у нас первый новогодний концерт, нам выходить на сцену, а название еще не придумали, — вспоминал впоследствии Кузнецов. — Я и предложил Юре Шатунову и Славе Пономареву (а нас тогда было только трое) — пусть будет "Ласковый май". Название никому не понравилось, даже мне самому — слащавое, очень приторное. Но других вариантов за 15 минут до выступления не придумали, вышли, отработали и так "Ласковым маем" и остались".

Важную роль сыграло то, что в СССР не было официальной подростковой сцены. От слова "совсем". Детский хор, исполняющий "Пропала собака", выглядел, конечно, хорошо и идеологически безобидно, но во дворах вовсю звучали другие песни: о несчастных девчонках и отчаянных пацанах, саперах на территории первой любви и радостей близкой "взрослой" жизни.

"До нас на сцене именно такого еще никто не делал — чтобы пел именно подросток, и не о том, что он "всегда готов!", а что-то о своих переживаниях и чувствах", — рассказывал Кузнецов.

В середине 1980-х на вкусы неискушенного советского массового слушателя сильно повлияла итальянская эстрада, а в 1985 году его вместе с сопредельной Европой накрыла волна популярности немецкой группы Modern Talking.

Советские ВИА к тому моменту отживали свое, неумело барахтаясь в волнах новых звучаний. Если не считать перепевок Сергеем Минаевым западных хитов на русском языке, первым явлением неконтролируемой музыкальной конъюнктуры стала группа "Мираж". Простые песни о простых чувствах, простые мелодии, модный внешний вид — ура, и мы можем не хуже.

Культура обмена магнитофонными записями к началу 80-х в Советской стране была развита на зависть всем капиталистам. С началом перестройки и кооперативного движения уже любой желающий, а не член узкой касты посвященных, мог за свои честные 5–10 рублей купить в ларьке на рынке запись любимого или незнакомого артиста. Собственно, и путь "Ласкового мая" к массовому слушателю начался с такого ларька. 

"18 февраля 1987 года мне надоело бегать по разным домам культуры, напрашиваться на концерты, и мы с Юрой Шатуновым записали все наши песни. Он спел их три раза подряд, я выбрал лучшие дубли, записал все на одну бобину и отнес ее знакомому на вокзал, в киоск звукозаписи, — рассказывает Кузнецов. — И больше для рекламы ничего не делал. Почти сразу пошли большие заказы на тираж, а месяца через два мне начали звонить из разных городов всякие концертные кооперативы и приглашали выступить".

Когда в привокзальных ларьках и на рынках зазвучала песня о замерзающих белых розах, спетая невинным, не очень ровным, чуть гнусавым мальчишеским голосом, можно было практически сразу констатировать мощнейший нокдаун формальной и неформальной советской массовой культуры.

Многие, опираясь на биографии участников ансамбля, брезгливо относили тогда "Ласковый май" к продолжателям "сиротской" полублатной песни. Попытки принизить группу таким образом имели максимально обратный эффект: мальчишки быстро стали настоящими героями в глазах сверстниц и более взрослых барышень.

Еще одним шагом к всесоюзной популярности стало появление у группы продюсера в лице Андрея Разина, который услышал записи и пригласил оренбургских детдомовцев в Москву. Только тогда им стали примерно понятны масштабы их собственной популярности. "Я приезжаю в Москву и узнаю, что в парке Горького работает группа "Ласковый май". С нашей фонограммой, но, конечно, с другими исполнителями", — вспоминал Кузнецов.

Продюсер "Ласкового мая", возможно, сам того не понимая, сработал не только по всем канонам западного шоу-бизнеса, но и модернизировал его. Андрея Разина смело можно назвать нашим Фрэнком Фарианом. Хотя и здесь возможны варианты — кто у кого подсмотрел: Фариан стал официально двоить и троить составы Boney M, уже когда популярность "Ласкового мая" пошла на спад.

Разин на пике популярности группы создал несколько ее только официальных составов, а число неофициальных клонов, гастролировавших по стране, сосчитать невозможно. Способствовала этому, без сомнения, и не самая взыскательная публика. "Я как-то вышел на сцену и пропел полтора часа голосом Шатунова. Вы думаете, хоть кто-то что-то свистнул? Плясали, танцевали, радовались", — вспоминал как-то Андрей Разин в эфире Первого канала. 

Разин сформировал медиаобраз Юры Шатунова, запустил несколько легенд, перевез группу в столицу, добился, чтобы клип на песню "Белые розы" показали в "Утренней почте" на Центральном телевидении. Заручившись поддержкой ЦК комсомола и Союза писателей Белоруссии, в Минске он стал издавать газету со "скромным" названием "Ласковый май". Официальный печатный орган группы, к тому же доступный по подписке. У самой Аллы Пугачевой в те времена был только неофициальный рукописный фэнзин.

С 1988 года "Ласковый май" становится полноправным хозяином всех концертных площадок, телеэфиров, ларьков, ресторанов, кафе и квартир в СССР. Попытки маститых авторов, членов союзов и ассоциаций изобразить что-то на молодежную тему не получали народного признания — песни "майцев" были искренними и настоящими, понятными последнему советскому поколению 13–15-летних.

Контраст между сладкими песнями и довольно ершистым поведением на сцене и в жизни притягивал поклонниц еще сильнее. Фактически подростки середины-конца 1980-х в СССР все в чем-то оказались "детьми из интерната" — один на один с новой реальностью, острее чувствующие новое, принимающие самостоятельные решения, потому что старшие не могли никак понять, что происходит в окружающем мире.

По количеству концертов с "Ласковым маем" не могли соперничать Алла Пугачева и София Ротару вместе взятые. Только в 1989 году у группы было 2500 выступлений — по четыре-пять в день. В новогодние праздники 1990 года "Ласковый май" собирает 13 аншлагов подряд в спорткомплексе "Олимпийский" — в реальности, где еще не существовало Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова, представить такое было невозможно.  

И как все настоящее, в своем первозданном виде группа "Ласковый май" просуществовала относительно недолго. В 1989 году, разругавшись с Андреем Разиным по поводу авторских отчислений, ее покинул основатель Сергей Кузнецов. Клоны группы и новые альбомы, выходившие чуть ли не ежемесячно, "размыли" ее популярность. А в 1992 году, вскоре после ухода Юрия Шатунова, группа распалась.

Но место в истории советского и российского шоу-бизнеса себе застолбила. Можно с умным видом рассуждать о бизнес-модели, стратегии рекламных кампаний, потребностях аудитории, имиджевых трендах и современности звучания. А можно просто включить "Белые розы" и, проклиная все, пытаться потом несколько часов кряду вытряхнуть из головы этот проигрыш после припева.

 

Александр Сырцов


Информация и фото предоставлены ТАСС

 

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро