ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
02 июня
01 июня
31 мая
30 мая
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
20:59
ОБЩЕСТВО
24 мая
23 мая
22 мая
21 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
16 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
11 мая
10 мая
09 мая
08 мая
07 мая
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
29 апреля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси в исторических материалах Президентской библиотеки

25 июля, 15:39

 

28 июля в нашей стране празднуется День крещения Руси, русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. В фондах Президентской библиотеки собрано множество исторических и исследовательских материалов, посвященных этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они рассказывают о крещении Руси не только как об историческом факте, но и раскрывают личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и его последствия для страны.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В. П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнес в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Первоначальной точкой, с которой и начался процесс обращения Руси в православную веру, принято считать 988 год – именно в этом году принял крещение князь Владимир, единодержавный государь, сумевший сильной рукой собрать многочисленные отдельные княжества под крылом Киева. 

Между тем еще до этого времени славяне уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принес на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся». После этих слов Апостол взошел на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в издании 1888 года «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории». Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.

Существует множество различных версий, почему князь Владимир отвернулся от веры предков в сторону учения Христа. Согласно одной из них язычество исчерпало себя для него. «Владимир не был закоренелым убежденным язычником; исповедания своей религии он не доводил до самоотвержения. Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твердого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), представленном на портале Президентской библиотеки.

Перед князем стояла нелегкая задача – выбрать религию для своей страны из четырех доминирующих на то время на территории Европы: магометанство, или ислам, западное христианство, иудаизм и греческое православие. Представители первых трех были отвергнуты по различным причинам, более всего Владимир проникся беседой с посланником Византии. «Грек рассказал князю с самого начала главные события Ветхого и Нового Завета до проповеди апостольской. Князь слушал со вниманием, иногда прерывая повествователя вопросами; новый мир открывался перед ним; и когда, наконец, грек, коснувшись  предсказания о кончине мира, развернул перед Владимиром ткань, на коей была представлена картина страшного суда, и объяснил ему, что стоящие одесную Господа проповедники идут в рай, а стоящие ошуюю грешники повержены в ад, князь воскликнул в волнении глубоком: «Добро этим одесную, и горе тем ошуюю», – так описывает судьбоносную встречу размещенное в фондах Президентской библиотеки издание 1900 года «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире». Как отмечается в этой книге, «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране «лучше служить Богу».

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать о  результатах той кампании: русским посланцам не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определен.

По примеру княгини Ольги Владимир не захотел креститься в Киеве, а решил принять веру от греков. Зная, какими упрямыми и гордыми бывают они в  ответ на просьбы, князь решил взять близлежащий  греческий город и уже на правах победителя просить греков о жене и о вере.  Подробный рассказ об этом походе изложен в книге А. Л. Бертье-Делагарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909). Кампания эта завершилась победой киевского князя, и в 988 году в соборе Святого Василия на центральной площади греческого города Корсунь (Херсонес Таврический) Владимир был крещен в православную веру.

Процесс крещения Руси занял не одно десятилетие, новая вера воспринималась людьми тяжело: «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском». Языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но со временем православная вера полностью укрепилась в России. «Этим она обеспечила развитие русской национальной культуры, создавшей единственный в истории образ народа-богоносца, который, сочетав в себе идеалы Востока и Запада охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет сказать миру свое слово – слово мировой правды», – такие слова прозвучали в 1915 году в речи доктора церковной истории С. Г Рункевича «Святой великий князь Владимир равноапостольный и суть его исторического значения».

 

Информация предоставлена пресс-службой Президентской библиотеки

Фото: Интернет-ресурс

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро #ДеньКрещенияРуси

#владимиркрасносолнышко

#крещениеруси

#ПрезидентскаяБиблиотека