ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
12 июля
11 июля
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Музее религии открылась выставка греческих бумажных икон

20 июня, 14:14

Совместный выставочный проект Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) и Музея византийской культуры (г. Салоники, Греция), который проходит в рамках «перекрестного» Года России и Греции, представляет уникальное явление в художественной жизни православного мира – греческие иконы на бумаге. Проект включает открытие двух выставок – 21 июня в Музее истории религии и 24 октября в Музее византийской культуры, а также издание каталога экспозиции.

На выставке представлено более 60 гравированных икон на бумаге. Их дополняют уникальные гравюры на ткани и медные гравированные доски.

Коллекция греческой гравюры Музея истории религии – около 70 листов - хотя и невелика, но достаточно разнообразна и представительна. На выставке экспонируются 35 эстампов – среди них как произведения греческих мастеров, так и гравюры, выполненные по заказу афонских монастырей и общин греческой диаспоры в Западной Европе и России. Среди них особого внимания заслуживают три иконы.

«Разрешительная грамота патриарха Иерусалимского Авраамия» (неизвестный гравер, Бухарест (?), 1783 г., резец, офорт) - самая ранняя из датированных икон. Возникновение в греческой церкви практики отпущения грехов посредством специальной грамоты относят к XV – XVI вв. До последней четверти XVIII в. оформление грамот было сдержанным: наверху листа помещались отпечатанные с деревянных резных досок изображения Распятия и св. Иакова (бывшего, согласно преданию, первым патриархом Иерусалима). Отпечатанные уже с медных гравированных досок в самом конце XVIII в. разрешительные грамоты отличаются богатством художественного решения.

Икона с изображением общего вида на Святую Гору Афон (неизвестный гравер, Афон (?), сер. XIX в., резец) - уникальна по своей иконографии. Традиционная иконография православной святыни сочетает в одном изображении два вида горы Афона – с запада и с востока - таким образом, что у полуострова появляются две вершины в центре. Такой иконографический тип получил распространение самом начале XVIII в. В отличие от сложившейся традиции на гравюре, представленной на выставке, гора изображена в виде одного пика, а не двух.

Настоящей жемчужиной собрания является икона «Богоматерь Живоносный источник с видом храма» (неизвестный гравер, греческая типография «Амалфия», Константинополь (?), 2 ноября 1836 г., резец). Гравюра отпечатана на трех досках - образ Богоматери Живоносный источник, вид окруженного стеной храма и дощечки с гравированными подписями к изображениям на греческом языке.

Согласно легенде, в Константинополе недалеко от Золотых ворот находилась посвященная Богородице роща с источником, которому на протяжении веков приписывались разнообразные чудеса. Первый храм во имя Богоматери над чудесным источником был сооружен в V в. В VI в. император Юстиниан Великий выстроил рядом новую церковь В XV в. столетии ее разрушили турки, а в 1835 г. вновь был построен храм над Живоносным источником. Он и изображен на оттиске со второй доски. Предположительно данная гравюра – первый опыт иконографии Богоматери Живоносный источник с видом последнего по времени строительства храма.

Музей Византийской культуры располагает одним из самых крупных в Греции собранием афонских эстампов, памятников XVII – XIX веков. Большая их часть происходит из переданной в дар музею в 1994 году коллекции известной исследовательницы греческой гравюры Дорис Папастратос. В коллекцию наравне с гравюрами входят деревянные и медные гравированные доски, с которых печатали эстампы.

Греческую, и прежде всего афонскую гравюру отличает определенная уплощенность, особенно заметная в печатных иконах. Греческие мастера выработали особый прием моделирования ликов пунктиром. Стремясь придать образу «живоподобие» поздневизантийской иконы, граверы в тенях на ликах применяли специальные гравировальные инструменты – рулетки, оставляющие на поверхности медной доски многочисленное скопление точек. Среди эстампов, предоставленных для выставки греческой стороной, следует отметить памятники, позволяющие познакомиться с характерной для Афона гравировальной техникой - медные доски «Рождество Иисуса Христа – Крещение Иисуса Христа» (гравер иеромонах Анфимий, Афон, 1865 г.), «Тайная вечеря» (гравер монах Анфимий, Афон, 1865 г.) и «Богоматерь Живоносный источник» (гравер Парфений Каравис, Константинополь).

Выставка проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и спорта Греческой Республики.

 

Источник: МКРФ

#мымир #мир 

#молодежь #инициатива 

#развитие#информация 

#сми #добро #позитив 

#организация#мы 

#миамир #новости