ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
01 марта
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
24 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Северной столице открылась выставка «Портреты с Синей птицей и без»

30 октября, 12:43

 

30 октября – Молодежные новости.  В Arts Square Gallery до конца октября открыта выставка Алисы Порет «Портреты с Синей птицей и без».

Выставка небольшая, камерная, очень петербургская по стилю и духу. Как открывающийся с балкона вид на площадь Искусств в золоте осенней листвы. И, конечно, как сама героиня выставки - прекрасная Алиса.

«Рисовала я все свободное от еды время - на бумажках, на обоях, на песке перед домом... Сохранился один рисунок того времени с надписью «Я Волшбница», сделанный на чердаке во время наводнения... Я еще плохо писала: ВОЛШБНИЦА. И я хотела бы, чтобы это осталось в тексте, потому что я про себя это думаю, когда рисую», - вспоминала она в старости о начале пути.

Позднее Порет училась у Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Но не только художество сделало ее легендой. Она была очень красива - всегда, до смерти. Даниил Хармс был не на шутку влюблен в нее. Алиса же считала его другом и вышла замуж за другого, получив от Хармса свадебный подарок - обоюдоострый самурайский меч. В 1933 году он подвел итог своей страсти, выразив свое отношение к красавице в стихотворении:

Передо мной висит портрет
Алисы Ивановны Порет.
Она прекрасна, точно фея.
Она коварна пуще змея,
Она хитра моя Алиса,
Хитрее Рейнеке Лиса.

Расцвет красоты и таланта Алисы выпал на 1920-е. В Европе и Америке это было благословенное десятилетие - эпоха джаза, короткая передышка «между двумя войнами», когда люди спешили радоваться жизни, а в искусстве и моде царил умопомрачительно красивый стиль ар-деко. Но для России это время гиблое. Хрупкая красавица Алиса жила в послереволюционном Петрограде, где было очень непросто радоваться жизни.

Но у нее как-то получалось. Одно время она жила вместе с подругой художницей Татьяной Глебовой, и у них был «салон», где бывали художники, поэты, музыканты - Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак.

Алиса Порет была одной из ярких звезд ленинградской богемы и русского авангарда, в 1920-е переживавшего бурный, но очень короткий роман с революцией. Когда авангард был «остановлен на бегу», а на первый план вышел соцреализм, Алису спас Маршак, дав ей работу в «Детгизе», где она иллюстрировала. Кстати, именно Алиса Порет была автором иллюстраций к первому в Советском Союзе изданию «Винни Пуха» в переводе Бориса Заходера. Придуманные ею образы толстенького веселого медвежонка и печального заморыша ослика Иа-Иа впоследствии отразились в знаменитом мультфильме, который согрел детство многих из нас.

На выставке в Arts Square Gallery (Итальянская ул., 5) представлены работы художницы из частных коллекций. В основном это «портреты от Порет». Они фигуративные, но реализм этот символический, с налетом мистики. Ростислав Барто - брат Агнии Барто, художник и красавец, изображен с сидящей на руке птичкой ярко-синего цвета. Мы не видим его глаза. Как завороженный, он смотрит на дивную птаху, олицетворяющую счастье.

Мария Юдина, пианистка и тайная монахиня, носящая имя Серафима, тоже изображена с закрытыми глазами, словно погруженная в вещий сон-откровение. Она окружена ангелами, излучающими золотое сияние. В этом отрешенном женском лице - огромная сила духа. Глядя на портрет пианистки, созданный Алисой Порет, невозможно не поверить в легенду о письме Юдиной Сталину, которое она написала ему в благодарность за присланные деньги: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».

Есть на выставке и одна из самых загадочных работ Алисы Порет - «Красное и черное», написанная в 1960 году. На фоне освещенного розовым заревом неба изображены мужчина и женщина: темный рыцарь в черном плаще, с лицом, закрытым капюшоном, и прильнувшая к нему принцесса в алом платье. На шпоре его сапога сияет золотая восьмиконечная звезда. Поверх их фигур нарисована пунктиром геометрическая фигура, неправильный треугольник, со сторонами, обозначенными буквами А, В и С. Алхимическая формула любви? Символическое изображение жизни и смерти?

Arts Square Gallery объявила конкурс на лучшую интерпретацию этой картины в двух номинациях: профессиональной (для искусствоведов) и любительской. Если есть мысли, присылайте свои работы на электронный адрес галереи.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»