ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
17 января
16 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января
10 января
09 января
08 января
07 января
06 января
05 января
04 января
03 января
02 января
01 января
31 декабря
30 декабря
29 декабря
28 декабря
27 декабря
26 декабря
25 декабря
24 декабря
23 декабря
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
17:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
18 декабря
17 декабря
16 декабря
15 декабря
14 декабря
13 декабря
12 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Ленинградская область: Экспозиция в Колтушах рассказывает, как далеко зашла наука

18 октября, 10:49

 

18 октября - Молодежные новости. Стресс можно не только почувствовать, но и услышать. Пальцы не только осязают, но и «видят». Плодовая мушка может стать чуть ли не родственником... Несколько месяцев современные художники работали в сотрудничестве с учеными Института физиологии им. И. П. Павлова РАН в Колтушах - мы рассказывали о старте проекта. Какой получился «арт энд сайенс», теперь можно увидеть в доме, где когда-то работал первый русский нобелиат академик Иван Петрович Павлов.

В 2018 году проект «Новая антропология», сплотивший академический Институт физиологии и художников (причем тех, что «на острие» - занимаются медиаискусством и сайенс-артом), выиграл президентский грант на создание новой экспозиции.

Подобные альянсы за рубежом не новость: рассказывать налогоплательщикам об успехах науки сподручнее художественными средствами. Это во-первых. Во-вторых, эти самые успехи науки сильно опережают нашу к ним готовность, чем и пугают. К примеру, рождение в Китае близняшек с отредактированным геномом повергло мир в чрезвычайное смятение. И опять же рефлексировать на тему технологичного могущества человека и этики куда интереснее с помощью искусства.

Инициаторы проекта из Техно-арт-центра на Пушкинской, 10, решили: где и обсуждать подобные вопросы, как не в академическом институте, специально созданном в 1930-х для нобелевского лауреата и изначально - одном из самых передовых в мире.

Прошлой зимой мастера из разных городов России посетили колтушские лаборатории, продумали проекты, из сотни заявок эксперты выбрали 15 самых интересных. Они сейчас и дополнили историческую экспозицию музейного здания старой лаборатории.

Эксперимент потребовал смелости от обеих сторон. От ученых - потому как надо было открыть лаборатории, рассказать об опытах и не вмешиваться в «полет фантазии». От художников - потому что тема биоэтики для многих больная. Некоторые, например, не решились искусства ради эксплуатировать даже насекомых (это сейчас основной «объект» в Колтушах) - воспользовались материалами давних опытов.

Например, Борис Шершенков дал вторую жизнь давно усопшим мышам, препаратам из их мозга. Художник «перевел» разные стрессовые состояния, запечатленные в белковых структурах, в звук. Так что с помощью клавишного инструмента можно буквально «поиграть на нервах» и услышать, как пренеприятно звучит эта музыка.

С помощью Натальи Федоровой и Елены Никоноле мы вполне можем учуять пчелиный сигнал тревоги. Очень знакомый запах. Только вот для нас он будет празднично-новогодним: аромат, натурально, апельсиновый. А запах груши, для нас расслабляющий и приятный, для рабочих пчел - наоборот, команда к действию от королевы.

От общего с пчелами переходим к общему с плодовой мушкой. Есть последовательность из 16 нуклеотидов, этакий «атом эволюции», который можно найти в генах и у вас, и у дрозофилы. Группа художников заложила эти последовательности в алгоритм для вязальной машинки, так что можно получить шарф или свитер с закодированным в нем человечье-мушиным портретом, причем индивидуальным.

Оказывается, обозревать окрестности можно и... руками. Правда, ученые еще несколько десятилетий назад постановили: «альтернативное зрение» - идея лженаучная. Однако Анастасия Алехина дала понять, что чисто технически, с помощью оборудования, похожего на снаряжение для виртуальных игр, действительно можно «смотреть пальцами». Картинка каждый раз будет индивидуальная, как отпечаток пальцев: собственно, для этого эксперимента даже делают дактилоскопию.

Тему биоэтики художники, конечно, обойти не могли. Экспозиция «Ожидание» располагается в той самой комнате, где собаки ждали, когда их поведут на эксперимент. Эти опыты в прошлом, но на кафельных плитках сейчас - имена реальных собак, с которыми работал Павлов и его коллеги. Джой, Умница, Томбуш, Баинька...

А на операционном столе намертво выгравированы слова Павлова: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь... Но переношу это в интересах истины, для пользы людям...».

Обязательно послушайте в наушниках интервью ученых, которые когда-то работали с собаками. Автор экспозиции Людмила Белова на вздохи зрителей отвечает жестко: «Но таблетки-то вы принимаете. Какая альтернатива? Тогда уж давайте начнем испытывать все на людях».

...Экспозиция открыта в часы работы музея. Времени берите с запасом: тут нельзя просто «пробежаться», тут вникать надо.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»