ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
11 ноября
10 ноября
09 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Выставка «#50летЦГАЛИ» открылась в Северной столице

14 октября, 12:54

 

14 октября – Молодежные новости. Ценный подарок к юбилею Центрального государственного архива литературы и искусства Петербурга сделало ему Русское географическое общество. В штаб-квартире РГО, расположенной в переулке Гривцова, 10, открылась выставка «#50летЦГАЛИ».

В данном случае «решетка», или «хэштег», означает, что в реальном пространстве РГО созданы витрины-ссылки: «Литература», «Кино», «Музыка», «Театр», «Учебные заведения в сфере искусства», «Музеи» и «Живопись, скульптура, архитектура». Они наполнены интересными документами.

Самый впечатляющий - «Журнал успеваемости» класса Агриппины Яковлевны Вагановой в Петроградском хореографическом училище за 1923/24 гг. Он переполнен двойками по всем предметам. Александра Шанявская, куратор выставки, подтвердила, что Ваганова была чрезвычайно строгим педагогом. Зато теперь Академия балета с гордостью носит ее имя.

Приветствуя сотрудников ЦГАЛИ, Николай Цискаридзе, ректор академии, вспомнил слова Галины Улановой, ученицы Вагановой, о том, что артист - это «здесь и сейчас». Но архив помогает сохранить судьбы.

Несколько документов связано с Даниилом Хармсом. В 1926 году он заполнил анкету для поступления в вечерний техникум. В графе «Чем занимаетесь в настоящее время?» проставил: «пишу стихи», в графе «Источник доходов» - «живу на иждивении отца, который получает 101 рубль».

К тому же времени относится «Заявление коллектива «Радикс» в Ленинградский институт художественной культуры. Оно содержит автографы: «Авторитет бессмыслицы чинарь А. Введенский, поэт чинарь Д. Хармс». Последний формулирует кредо театральной труппы: «...экспериментирующая в области внеэмоционального и бессюжетного искусства, ставящая своей целью создание произведения чистого театра в неподчинении его литературе...»

Театральная витрина привлекает двумя документами. Первый - приказ об увольнении Николая Акимова с должности главного режиссера Театра Комедии. Как сказано в бумаге, «за эстетско-формалистические взгляды, за ориентацию театра на западных драматургов». На дворе был 1949 год, решение принималось на уровне Комитета по делам искусств при правительстве СССР.

Второй документ - просьба директора БДТ поднять зарплату главному режиссеру Георгию Товстоногову с 4 до 5 тысяч рублей. Он проработал в театре два года (1956 - 1958) и достоин получать столько же, сколько и его куда менее успешный предшественник.

В своем поздравлении ЦГАЛИ артист Николай Мартон назвал архивистов «продлевающими жизнь, сохраняющими энергию и мысли» тех, чьи документы они хранят.

Для владеющих музыкальной грамотой будут любопытны ноты «Вечерней песни» Василия Соловьева-Седого, «Клавираустцуг» (переложение для фортепиано) оперы «Лед и сталь» авангардиста Владимира Дешевова, а также «Сигнал эшелона Ленинградской консерватории при эвакуации в Ташкент в 1941 году». Для всех филофонистов архив подготовил редкие фотографии Дмитрия Шостаковича, Олега Каравайчука и Александра Колкера.

Среди музейных документов почетные места занимают листы «Отчета о деятельности Царскосельской художественно-исторической комиссии за 1917 - 1918 годы». Именно с него началась история музеев-заповедников. 9 сентября 1941 года сотрудники Гатчинского дворца-музея составляют отчет о состоянии здания после бомбежек и обстрелов. Ленинград уже в блокаде, а они думали о том, как будут возрождать памятник.

Последний по времени документ на выставке датирован 22 января 1992 года. Это приказ комитета по культуре Петербурга о включении в состав его коллегии Бориса Гребенщикова и Сергея Курехина. Под ним стоит подпись председателя Владимира Гусева. Тогда можно было совмещать директорство в Русском музее и пост в Смольном.

Выставка работает в РГО по 1 ноября в будние дни с 11.00 до 19.00. В своем поздравлении ЦГАЛИ Александр Сокуров призвал городские власти построить архиву собственный зал для выставок, лекций и концертов.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»