ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
17 февраля
15:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
07 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
17 января
16 января
15 января
14 января
13 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Выставка «#50летЦГАЛИ» открылась в Северной столице

14 октября, 12:54

 

14 октября – Молодежные новости. Ценный подарок к юбилею Центрального государственного архива литературы и искусства Петербурга сделало ему Русское географическое общество. В штаб-квартире РГО, расположенной в переулке Гривцова, 10, открылась выставка «#50летЦГАЛИ».

В данном случае «решетка», или «хэштег», означает, что в реальном пространстве РГО созданы витрины-ссылки: «Литература», «Кино», «Музыка», «Театр», «Учебные заведения в сфере искусства», «Музеи» и «Живопись, скульптура, архитектура». Они наполнены интересными документами.

Самый впечатляющий - «Журнал успеваемости» класса Агриппины Яковлевны Вагановой в Петроградском хореографическом училище за 1923/24 гг. Он переполнен двойками по всем предметам. Александра Шанявская, куратор выставки, подтвердила, что Ваганова была чрезвычайно строгим педагогом. Зато теперь Академия балета с гордостью носит ее имя.

Приветствуя сотрудников ЦГАЛИ, Николай Цискаридзе, ректор академии, вспомнил слова Галины Улановой, ученицы Вагановой, о том, что артист - это «здесь и сейчас». Но архив помогает сохранить судьбы.

Несколько документов связано с Даниилом Хармсом. В 1926 году он заполнил анкету для поступления в вечерний техникум. В графе «Чем занимаетесь в настоящее время?» проставил: «пишу стихи», в графе «Источник доходов» - «живу на иждивении отца, который получает 101 рубль».

К тому же времени относится «Заявление коллектива «Радикс» в Ленинградский институт художественной культуры. Оно содержит автографы: «Авторитет бессмыслицы чинарь А. Введенский, поэт чинарь Д. Хармс». Последний формулирует кредо театральной труппы: «...экспериментирующая в области внеэмоционального и бессюжетного искусства, ставящая своей целью создание произведения чистого театра в неподчинении его литературе...»

Театральная витрина привлекает двумя документами. Первый - приказ об увольнении Николая Акимова с должности главного режиссера Театра Комедии. Как сказано в бумаге, «за эстетско-формалистические взгляды, за ориентацию театра на западных драматургов». На дворе был 1949 год, решение принималось на уровне Комитета по делам искусств при правительстве СССР.

Второй документ - просьба директора БДТ поднять зарплату главному режиссеру Георгию Товстоногову с 4 до 5 тысяч рублей. Он проработал в театре два года (1956 - 1958) и достоин получать столько же, сколько и его куда менее успешный предшественник.

В своем поздравлении ЦГАЛИ артист Николай Мартон назвал архивистов «продлевающими жизнь, сохраняющими энергию и мысли» тех, чьи документы они хранят.

Для владеющих музыкальной грамотой будут любопытны ноты «Вечерней песни» Василия Соловьева-Седого, «Клавираустцуг» (переложение для фортепиано) оперы «Лед и сталь» авангардиста Владимира Дешевова, а также «Сигнал эшелона Ленинградской консерватории при эвакуации в Ташкент в 1941 году». Для всех филофонистов архив подготовил редкие фотографии Дмитрия Шостаковича, Олега Каравайчука и Александра Колкера.

Среди музейных документов почетные места занимают листы «Отчета о деятельности Царскосельской художественно-исторической комиссии за 1917 - 1918 годы». Именно с него началась история музеев-заповедников. 9 сентября 1941 года сотрудники Гатчинского дворца-музея составляют отчет о состоянии здания после бомбежек и обстрелов. Ленинград уже в блокаде, а они думали о том, как будут возрождать памятник.

Последний по времени документ на выставке датирован 22 января 1992 года. Это приказ комитета по культуре Петербурга о включении в состав его коллегии Бориса Гребенщикова и Сергея Курехина. Под ним стоит подпись председателя Владимира Гусева. Тогда можно было совмещать директорство в Русском музее и пост в Смольном.

Выставка работает в РГО по 1 ноября в будние дни с 11.00 до 19.00. В своем поздравлении ЦГАЛИ Александр Сокуров призвал городские власти построить архиву собственный зал для выставок, лекций и концертов.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»