ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня
04 июня
03 июня
02 июня
01 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Завершился фестиваль, посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской Семена Спивака

03 октября, 17:15

 

3 октября – Молодежные новости. 1 октября в Петербурге завершился фестиваль, посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской н.а. России Семена Спивака: в программу показов входили не только постановки режиссеров, окончивших мастерскую, но и некогда учебные, дипломные спектакли, давно вошедшие в репертуар Молодежного театра на Фонтанке. 

Постановки, созданные режиссерами-учениками мастера, были показаны в театре «На Литейном», Камерном театре Малыщицкого, театрах «Комедианты» и «За Черной речкой». Начался фестиваль со знаменитого спектакля «Крики из Одессы» (по пьесе «Закат» Исаака Бабеля). В далеком 1998 году, этот спектакль был поставлен как дипломный для первого выпуска мастерской. Постановка «росла», менялась и спустя 20 лет стала знаковой для Молодежного театра на Фонтанке.  О нем пишут будущие театроведы, студенты РГИСИ.

Варвара Гамова:

Главный герой Мендель Крик (Роман Агеев) на закате лет не готов мириться с тем, что жизнь неизбежно подходит к концу, а счастья все нет. Он держит в страхе семью, не соглашается дать приданого дочери, не упускает возможности покутить и промотать пару десятков рублей в трактире, получая все удовольствия, которые ему там могут предложить. Мендель встречает молодую девушку Марусю (Юлия Шубарева), с которой намеревается бежать в Бессарабию. Готовый бросить жену и детей, Мендель Крик в шаге от продажи прибыльного хозяйства за бесценок, но неожиданно в его дела вмешиваются сыновья, и история приобретает новый виток...

Режиссер переносит нас в Одессу 1913 года. На сцене  ̶  массивная двухэтажная декорация, где первый этаж – интерьер дома семьи Криков, а второй – «большая дорога», на которой появляются прохожие, наблюдающие за жизнью героев. Спектакль начинается с протяжной печальной песни, пронизанной душевной тоской. Но уже следующая сцена -   динамичная, насыщенная, пестрящая искрометным национальным юмором и яркими танцами. Режиссер Семен Спивак часто совмещает контрастирующие эпизоды в одной сцене, расставляя необходимые, особые акценты.

«Крики из Одессы» – это не только история поколений одной семьи или история стареющего мужчины, вступающего в связь с девушкой почти втрое младше себя. Тема спектакля – проблема внутренней борьбы человека с самим собой и его борьбы с окружающими людьми и миром. Не случайно в названии «Крики из Одессы» есть игра слов: это история семьи по фамилии Крик и одновременно это крики героев, которые, увы, никому не слышны. Из плоскости локальной драмы одного человека режиссер переводит историю в драму всеобщую, глобальную. Герои спектакля смеются, поют и танцуют, но все это через боль, через слезы – пир во время чумы. И уже не так смешны шутки, которые отпускает старый раввин, а танцы Менделя Крика уже не танцы, а, скорее, агония. Ни у одного героя нет цельного платья – рубашки, штаны, юбки словно собраны из лоскутов, отдельных частей целого. Таковы и герои, утратившие свою цельность. Старший сын Беня (Алексей Одинг) берет дела семьи в свои руки,  и Мендель Крик в ослепительно белых одеждах, тратит последние силы, тщетно бьется в закрытые ворота дома, пока обессиленный не падает на пол. Но не повторится ли в сыне когда-нибудь судьба его отца?..

Дав денег на приданое сестре и устроив для нее пышную свадьбу, Беня зовет к столу и отца – все еще хозяина дома! И ставший внешне смиренным, смотрящий перед собой  Мендель Крик выходит под руку со своей женой Нехамой (Регина Щукина). Вместо его недавнего молодцеватого прищура - только потерянный, мертвый взгляд. Слуга Никифор, который души не чаял в своем хозяине, скажет: «Какой человек Мендель Крик!.. Был…». Подняв бокал, этот, уже условный хозяин дома произнесет: «В моем доме…Пусть будет праздник». И вновь все пустятся в пляс  ̶  и гости, и дети, и сам Мендель Крик. Пустятся лишь с одним желанием, одной мечтой – чтобы все было хорошо.

Дарья Синицына:

«Крики из Одессы»  ̶  это музыкальная притча, где людей настигают острые сюжетные перипетии. Режиссер Семен Спивак через актеров «вытанцовывает», «выпевает» и «выговаривает» тему любви к семье, к земле, к народу. В каждом персонаже спектакля чувствуется боль и тоска по чему-то несбывшемуся, по жизни, которая утекает сквозь пальцы, уходит в закат. Главный герой, Мендель в исполнении Романа Агеева переживает самый главный и последний перелом в своей жизни, сливающейся с движением спектакля, с дыханием зрителя. Вот герой возвышается надо всем своим семейством за круглым столом, срывает скатерть на деревянный пол. Ему мало места в семье, во дворе, внутри собственного тела. Он будет мучиться этим томлением до конца действия. И уже во второй части спектакля сядет у ворот своего дома, словно умирающий, умоляя старшего сына, Беню (Алексей Одинг): «Пусти меня со двора, пусти…». Словно умоляя самого бога отпустить его. Тема бога, тема бессилия и «заката» жизни (как целой эпохи) будет пробиваться в образе каждого героя постановки.

Нехама (Регина Щукина) упадет в ноги бунтующему мужу, но не сломается перед ним. Через причитания, смех, песни, мольбы и молитвы придет она к смирению перед жизнью. «Вдумайся, какая драма – человек не слышит течения природы и пытается закат своей жизни превратить в рассвет. А все, что ему нужно, - понять и смириться…». Но кто захочет смиряться? Все борются, пытаясь освободиться от самих себя. Так, Двойра (Анна Геллер) бежит из дома под венец к Боярскому (Роман Нечаев), чтобы почувствовать рассвет своей жизни.  А Лешка, младший сын (Александр Куликов), мечется между матерью и отцом, между старшим братом и отцом, не зная, куда себя деть и кого надо защищать.

Драма героев подчеркивается звуками кастаньет и флейты, еврейскими, русскими и украинскими песнями-молитвами о солнце и хорошей жизни, о которой говорят герои из раза в раз, поднимая свои бокалы за большим столом. Спектакль звучит будто струна, натянутая очень-очень сильно. Она дребезжит, вибрирует, визжит и волнует тела, голоса, взгляды. Она вроде и зовет в пляс, но от нее хочется бежать и больше никогда не слышать. Она догоняет и опрокидывает навзничь каждого. Декорации домашнего быта заковывают героев в пространство двора, откуда нет выхода, есть только танец-разговор, танец-крик всех людей земли о лучшей доле, о Боге, о счастье, о рассвете. Кто же не хочет счастья? Но разве кто-то по-настоящему понимает, что это такое?..

Ближайший спектакль «Крики из Одессы» состоится 16 октября.

 

Текст: Варвара Гамова, Дарья Синицына

Фото: Юлия Кудряшова

***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.