ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
21 июля
20 июля
19 июля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Ивановская область: «Зеркало» для почетных гостей и киноманов

26 июня, 10:47

 

26 июня — Молодежные новости.  В день открытия, когда в центре Юрьевца симфонический оркестр исполнял Цоя, волонтеры с табличкой «ZERKALO» встречали на железнодорожном вокзале прибывающие поезда. Гости, выходящие из вагонов, предвкушали праздник кино. Однако, надо признать, фестиваль запомнился не только фильмами.

Но и, например, работой над ними. Молодые аниматоры придумывали сценарий мультфильма и персонажей, делали раскадровку, записывали звук. Ребята постарше создавали документальную работу на текстильной фабрике «Шуйские ситцы». Спустя неделю, на закрытии фестиваля, зрителям удалось увидеть только черновую работу: предполагается, что она будет еще дорабатываться. Однако, уже сейчас понятно, что среди молодежи есть талантливые операторы и режиссеры, которых, может быть, мы когда-нибудь увидим и на Каннском фестивале.

На книжной ярмарке, организованной в холле кинотеатра «Лодзь» (основной площадке кинофестиваля), толпилась молодежь и солидные люди в возрасте. Они читали о кино, размышляли о кино, спорили – нетрудно догадаться – тоже о кино.

Интересными оказались и встречи с режиссерами и актерами: Викторией Толстогановой, Алисой Хазановой, Павлом Лунгиным, Олегом Меньшиковым, Сергеем Бодровым, нынешним президентом кинофестиваля.

За кем носил стул Тарковский?

В этом году известному фильму Тарковского исполнилось 40 лет, обойти стороной это событие невозможно. И на фестивале его отметили с размахом. На большом экране в кинотеатре «Лодзь» показали отреставрированную двухсерийную картину. Но для ивановцев памятной оказалась творческая встреча с создателями фильма. Например, с дочерью исполнителя «Сталкера» Александра Зоей Кайдановской, которая уже в два года присутствовала на съемочной площадке.

«Я действительно присутствовала на съемках. Два лета подряд. В первое – я лежала в коляске, во второе уже могла ходить. Нас привезли на площадку и мне поставили маленький такой стульчик. И Андрей Арсеньевич заинтересовался мною. «Зоинья, сядь на стульчик», - сказал он мне, как рассказывал папа. А потом я встала и куда-то пошла. И он взял этот стул и понес за мною. И папа сказал: «Зоя, запомни на всю жизнь: за тобой великий режиссер Тарковский носил стул», - рассказала она.

Художник фильма Рашит Сафиуллин – создатель знаменитой «Зоны» – рассказал о том, что она стала мистической:

«В фильме есть комната желаний. Исполнились мои какие-то сокровенные, невысказанные, необъявленные желания…. Я уже заметил после этого, это не мистика, а реально, что эти желания исполняются. И я считаю, что эта комната – она везде, вокруг нас, стоит только пожелать – по-настоящему».

Интересно, что в этот же день открылась выставка художника-декоратора Рашита Сафиуллина. На ней можно посмотреть уникальные документы, оригиналы эскизов фильма, увидеть инсталляцию, своеобразный фрагмент кинокартины, и узнать о сложностях создания декораций (для этого стоит прослушать аудиогид). Важно, что после окончания выставки (она продлится до 30 июня) все работы переместятся в музейный центр Андрея Тарковского в Юрьевце. Такой важный подарок преподнес жителям Ивановской области мастер.

Внуковский архив для внуков?

Обновленная еще в прошлом году команда фестиваля решила, что кинофорум станет демократической площадкой, доступной для большинства жителей области и гостей. Так, практически по цене двух чашек хорошего кофе можно было сходить на любой фильм. Были и абсолютно бесплатные билеты, за которыми ежедневно выстраивалась очередь задолго до открытия волонтерами инфостойки, а билеты разлетались за считанные минуты. Волонтеры поделились, что даже установили рекорд: раздали билеты на «Слепое пятно» всего за семь минут.

Но неудивительно, что в очереди зачастую оказывались не любители авторского кино и не его знатоки, а бабушки, приводящие с собой многочисленных друзей, и молодые люди. Неудивительно и то, что порой просили билеты на фильмы Пармиджанова (а не Параджанова), Болотова (а не БалАгова) и спрашивали остались ли свободные места на «Маргариту Терехину» (не Терехову – как написано в афише).

И, несмотря на то, что волонтеры стойко и абсолютно спокойно всякий раз рассказывали о режиссере и фильме, который интересовал зрителей, когда в программе замаячила презентация уникального издания «Внуковский архив» было из-за чего испугаться. Но все обошлось.

Кинорежиссера и сценариста Григория Александрова знают многие, слышали о дневниковых записях, фотографиях и письмах из архива, хранившихся с начала 30-х годов прошлого столетия на даче в подмосковном Внуково. Именно здесь провела всю жизнь звездная пара Любови Орловой и Александрова. Затем дача сдавалась иностранцам, русским. Архив стал потихоньку распадаться: новые жильцы раздаривали документы знакомым. Сейчас дачу и архив купил адвокат и коллекционер Александр Добровинский, который теперь, работая с документами, узнает все новые факты. Они должны выйти в двенадцати томах, пока выпущено три. Тираж ограниченный, и купить эти книги маловозможно.

То, что ивановцам удалось прикоснуться к драгоценным документам, услышать факты и задать вопросы тем, кто вплотную занимается архивом – большая удача. И, надо сказать, в регионе несколько экземпляров Внуковского архива все-таки останется, один из них передали Центру имени Тарковского в Юрьевце.

Кто и как разрушил интригу?

Кажется, уже всему миру известно, что Гран-при на кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» получила российская картина режиссера Кантемира Балагова «Дылда». Результат вполне ожидаемый: незадолго до этого история сильной любви в послеблокадном Ленинграде получила приз за лучшую режиссуру в Каннах в секции «Особый взгляд».

В ивановские зрительные залы было не прорваться. Всю неделю аккредитованные гости, журналисты, киноманы, пенсионеры, любители халявы и местные фрики спрашивали волонтеров, когда же наконец начнут выдавать билеты (бесплатные – в день показа). Экстравагантные чудаки интересовались можно ли будет посидеть на ступенях или, например, забраться на люстру (категорически «нет» – в целях безопасности). Все это говорило лишь об одном: все-все, желающие увидеть картину первыми в России, в зал просто не вместятся. Поэтому, как и на несколько других картин, было решено организовать повторный показ, который начался с неменьшим ажиотажем.

Двадцатисемилетний режиссер – большой мастер и самобытный художник. Перессказывать сюжет, наверное, нет смысла – на днях фильм вышел в прокат. Отмечу лишь несколько явных достоинств почему стоит посмотреть фильм, если до сих пор не решился этого сделать: новый взгляд на изъезженный материал, необычные героини с интересной судьбой, синтез документального и личностного, выдуманного и, как ни странно, отсутствие бравурного патриотизма, свойственного многим картинам, повествующим о военном и послевоенном времени.

Другие картины, которые отметили жюри, заслужили аплодисментов зрителей не меньше. Назовем какое большое кино получило награды за профессионализм. Приз за лучшую режиссуру достался фильму «Красный» Беньямина Найштата. Приз «за уникальный авторский взгляд» получил Эльмар Иманов, который представил фильм «Конец сезона». Эта же картина заслужила приз жюри молодых кинокритиков (интересно, что во время фестиваля мне удалось поговорить с одним из членов жюри и тот честно признался – споры о том, кто получит приз ведутся не на жизнь, а на смерть). Приз за лучший актерский состав увезли с собой французы, а именно режиссер Натан Амброзиони и команда с которой он работал над фильмом «Бумажные флаги». Приз ивановских кинозрителей забрала картина Александра Золотухина «Мальчик русский». И, наконец, специальным призом за вклад в кинематограф Андрея Тарковского наградили художника фильма «Сталкер» Рашита Сафиуллина.

 

Текст: Даша Капкова

Фото: Сергей Насонов, пресс-служба кинофестиваля «Зеркало»