ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
16 июля
15 июля
14 июля
16 апреля - 21 июля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Русский музей выставил 6 прижизненных портретов Ахматовой

23 июня, 13:58

 

23 июня — Молодежные новости.  «Старший» портрет создан в 1913 году Натаном Альтманом, ровесником Ахматовой. В нем заметны авангардистские увлечения художника и в то же время уважение к мастеру, уже сделавшему себе имя в поэзии. В том же году Ахматова напишет стихотворение, в котором есть такие строчки: «И кажется лицо бледней / От лиловеющего шелка, / Почти доходит до бровей / Моя незавитая челка». Цвет платья и челка на портрете Альтмана, возможно, из этих строк.

Следующий портрет относится к 1922 году, это «иконописное» изображение создано Кузьмой Петровым-Водкиным, последовательным сторонником неоклассицизма. Позади война и революция, расстрел Николая Гумилева и отъезд близких людей, впереди - новые травмы и утраты.

Если смотреть на фарфоровую фигуру «Анна Ахматова» (1924 г.) Натальи и Елены Данько - стройная высокая дама в цветастой шали, кажется, жизнь поэта безоблачна. Но именно в это время Ахматову перестали печатать, и запрет продолжался почти 15 лет. Впрочем, фигура создавалась на Государственном фарфоровом заводе для тиражирования. В то время красивая стильная вещь обозначала наступление эпохи всеобщего оптимизма.

Портрет, созданный художником Вениамином Белкиным, одним из последних мирискусников, имеет сложную судьбу. Он был начат в 1922 году, выставлялся в 1924-м и в переработанном виде - в 1932 году на выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Искусствоведы Русского музея считают, что последние изменения художник внес в 1941 году. С этой датировкой портрет представлен на нынешней выставке.

Виртуозен портрет Ахматовой, созданный в 1928 году Николаем Тырсой на бумаге с помощью ламповой копоти. Черный цвет не только позволил художнику создать изысканный рисунок, но и передал драму поэта.

Завершает «ахматовиану» Русского музея бронзовый бюст, созданный в 1964 году скульптором Ильей Слонимом. Этот портрет нельзя считать удачным, в нем нет ахматовской величавости, которую она, по многочисленным свидетельствам современников, сохраняла до последних дней жизни.

Эта величавость хорошо заметна на самой поздней из нескольких фотографий Ахматовой, которые представлены на выставке рядом с ее портретами и прижизненными изданиями.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости