ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
29 сентября
28 сентября
27 сентября
18:04
КОСМОС
26 сентября
25 сентября
24 сентября
23 сентября
22 сентября
21 сентября
20 сентября
19 сентября
18 сентября
17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
10 сентября
09 сентября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Эрмитаже представили коллекцию братьев Морозовых

21 июня, 14:05

 

21 июня – Молодежные новости.  В эрмитажном крыле здания Главного штаба открывается выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры».

Эта выставка - сама по себе событие. Собрание братьев Морозовых, сто лет назад разлученное (разделенное по разным музеям), на время соединилось вновь. Хоть и не в полном объеме, а все-таки... Но есть и еще более важный момент - эта экспозиция лишь часть «венка», сплетенного музейной дипломатией в память о великих коллекционерах.

Совсем недавно в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыли выставку, посвященную не менее известному собирателю Сергею Щукину и его тоже отдавшей дань изящным искусствам семье. Как обещает Михаил Пиотровский, в следующем году большая выставка о Морозовых пройдет в Париже (она включит в себя и их русские коллекции, в Петербург не приехавшие). После этого Щукины побывают в Петербурге, а Морозовы - в Москве.

«Все выставки очень разные, - говорит директор Эрмитажа. - Московские призваны возродить память о той удивительной культурной атмосфере, которая сложилась в Москве в конце XIX века в среде «бизнесменов» со старообрядческими корнями, увлекательную и часто трагическую историю семей... Петербургские же помещают их собрания в богатейший контекст мирового искусства и показывают, насколько уровень вкуса и прозорливости московских коллекционеров, в частности Морозовых, соответствовал прозорливости царственных собирателей Эрмитажа».

Одним из первых выставку в Главном штабе посетил Бернар Арно, президент группы компаний Louis Vuitton Moet Hennessy (именно в Фонде Louis Vuitton будет показана в 2020-м ее парижская версия). Французскому гостю особенно понравился воссозданный в Главном штабе Музыкальный салон Ивана Морозова (именно для него была когда-то написана Морисом Дени серия панно «История Психеи»). Это почти точная копия того самого салона, где меценат и коллекционер принимал друзей.

Выставка посвящена двум братьям Морозовым - Михаилу и Ивану (младший, Арсений, в деятельной любви к живописи замечен не был). Однако из 140 представленных на ней картин всего около 15 происходят из коллекции старшего. Михаилу было отведено судьбой не так много времени - он умер в 33 года. И все-таки успел достаточно для того, чтобы остаться в памяти и современников, и потомков.

Старший Морозов окончил историко-филологический факультет Московского университета, писал исторические исследования и первым из братьев увлекся собирательством. Среди его друзей числились Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Суриков. Поначалу он и коллекционировал именно их работы, которые, по его завещанию, поступили в Третьяковскую галерею. Русской части собрания Морозова нет на выставке в Эрмитаже. Зато Третьяковка предоставила для нее замечательные портреты Ивана и Михаила кисти Валентина Серова.

Именно Михаил первым обратил внимание и на западноевропейскую живопись. Из его коллекции происходят эрмитажные шедевры - «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара и «Поле маков» Клода Моне. Именно Михаил открыл для России Гогена, привез первую картину Ван Гога. И, конечно, его вкус не мог не оказать влияния на брата.

Тот прожил дольше и сделал намного больше и как предприниматель, и как коллекционер. Зато и бед на его долю выпало немало. После революции Иван Морозов стал в своем бывшем особняке, специально перестроенном под собрание живописи, заместителем хранителя коллекции - уже не своей, национализированной. В 1919 году все-таки уехал с семьей в эмиграцию в Париж, где через два года умер, не дожив до пятидесятилетия.

Со временем коллекции братьев Морозовых и Сергея Щукина, какое-то время хранившиеся в специально учрежденном Музее нового западного искусства, были разделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, кое-что оказалось в Третьяковской галерее. Постепенно стали забываться и судьбы великих собирателей, и происхождение шедевров. Теперь музеи объединились для того, чтобы напомнить - незаменимые люди были, есть и будут. И это не только творцы, но и те, кто творцов поддерживает.

Для любителей легкой, сияющей живописи на выставке представлены два портрета Жанны Самари кисти Огюста Ренуара, хранящиеся теперь в разных музеях. Для ценителей - два очень похожих друг на друга и все-таки разных натюрморта Сезанна: «Персики и груши» из Пушкинского музея и эрмитажный «Натюрморт с драпировкой». А также единственный картон Тулуз-Лотрека «Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки Linger, Longer, Loo» из Москвы.

Для страстных натур - два пейзажа Ван Гога (совсем небольшое «Море в Сент-Мари», кажется, дышит соленой свежестью, осыпает зрителя брызгами). Для склонных к анализу и синтезу - знаменитый «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, одно из первых произведений кубизма. Есть очаровательные пейзажи Клода Моне, мягкие пастели Дега, пышущие жаром творения Гогена. И многое другое - все то, что лучше увидеть своими глазами.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»