ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Эрмитаже собрали произведения Якоба Йорданса

14 марта, 13:47

 

14 марта — Молодежные новости. В Николаевском зале Зимнего дворца Эрмитаж развернул выставку Якоба Йорданса (1593 - 1678). Парадный интерьер принял и поддержал работы выдающегося фламандского мастера. Девятнадцать картин и тридцать один рисунок - все, что есть в российских собраниях.

Партнерами Эрмитажа в этом проекте стали ГМИИ им. Пушкина (куда выставка отправится в начале лета), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Пермская художественная галерея и Александро-Невская лавра.

Йордансу посчастливилось жить в эпоху барокко, когда живопись считалась почетным делом, а художники были состоятельными и уважаемыми людьми во Фландрии, Нидерландах.

Он родился в семье торговца тканями, не стал продолжателем отцовского бизнеса, но сохранил интерес к настенным коврам и много работал для шпалерных мануфактур. (Исследователи полагают, что композиция шедевра «Бобовый король» по первоначальному замыслу была проектом для шпалеры.) Живописи Йорданс обучался у Адама ван Ноорта, который преподавал также Рубенсу и Ван Дейку. Художники общались, что можно считать продолжением обучения. Йорданса сравнивали с Рубенсом и Ван Дейком, находили изъяны в его работах, корили за «народную» простоту и отсутствие творческой масштабности.

Но манера письма, сюжеты Йорданса пришлись по вкусу публике. В изображении народных вечеринок, быта крестьян и горожан равных ему не было. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника. Он выполнял заказы для церкви, множество других, а когда их не было, писал для себя. Судьба работ Йорданса сложилась непросто. Серия из восьми картин для английской принцессы сгорела в пожаре. Многое было утеряно. То, что дошло до наших дней, вошло в лучшие коллекции мира.

В Эрмитаж произведения Йорданса попали в XVIII веке, когда закладывались основы коллекции музея и высоко ценилось фламандское барокко - искусство Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Многое купила Екатерина II.

Предыдущая выставка фламандского мастера в Эрмитаже была сорок лет назад, по составу она уступала нынешней. Как объясняет куратор старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов, принцип отбора вещей простой - показать все, что у нас есть.

Отдельно стоит обратить внимание на рисунки. Йорданс был художником плодовитым, неутомимым рисовальщиком. Рисунки - материал хрупкий, большая часть погибла, оставшиеся рассеяны по коллекциям. Их редко показывают на выставках. Собрание Эрмитажа - 26 листов, крупнейшее в мире. На выставке его можно видеть полностью плюс пять рисунков из ГМИИ им. Пушкина.

Картины, представленные в Николаевском зале, созданы в разных жанрах и в разное время, начиная с момента получения Йордансом звания свободного мастера гильдии св. Луки в Антверпене и до середины 1660-х годов. Здесь знаменитый «Бобовый король», «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», «Пир Клеопатры»... Полотно «Мелеагр и Аталанта» на сюжет, позаимствованный из поэмы Овидия «Метаморфозы», - из Екатеринбургского музея. Подпись автора на нем обнаружена шесть лет назад во время реставрации.

Центральное место в зале занимает картина «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры.

История этого произведения известна с момента покупки императрицей коллекции живописи берлинского купца Гоцковского. В каталоге собрания она значилась как достойная восхищения картина Рубенса. Хотя в самом первом рукописном эрмитажном каталоге, который делал граф Миних в 70-е годы XVIII века, он высказывал сомнение на этот счет. В 1774 году Екатерина II в числе прочих даров пожертвовала полотно недавно построенному собору Александро-Невского монастыря. С этого момента творение Йорданса, получившее статус молитвенного образа, выпало из поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. Имя художника было забыто. Авторство Йорданса установлено в нынешнем столетии.

Картина «Оплакивание Христа» прибыла в Эрмитаж за неделю до выставки. Впервые при хорошем освещении реставраторы оценили ее состояние. Вывод: картина в хорошей сохранности, но много поверхностных загрязнений, пожелтевший, частично утративший прозрачность лак. Если выполнить полную реставрацию, она засияет иными красками.

 

Источник: Санкт-Петербургские ведомости