ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
06 апреля
05 апреля
04 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
29 марта
28 марта
27 марта
26 марта
25 марта
24 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
19 марта
18 марта
18:48
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
17 марта
16 марта
15 марта
14 марта
13 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
19:54
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
04 марта
03 марта
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Липецкая область: Девушки из Елецкого колледжа искусств безвозмездно «лечат»​ старые иконы и картины

04 июля, 20:17


 

4 июля — Молодежные новости. Их работа требует ювелирной точности. Нет, это не сапёры и не врачи, хотя медицинский скальпель нередко оказывается в их руках. А их деятельность вполне можно соотнести с лечебным процессом. Вот только в качестве «пациентов» у студенток (так получилось, что обучаются здесь только девушки, – прим. авт.) реставрационного отделения Елецкого колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова выступают не люди, а старинные иконы и картины.

Вместе с заведующей отделением Людмилой Лешкович девушки помогают возвращать к жизни разрушенные временем и не только настоящие памятники старины. Иконы к молодым реставраторам попадают из музеев, церквей, частных коллекций. Нередко помощь необходима семейным реликвиям, переходящим по наследству из поколения в поколение. В основном это иконы, написанные в XIX веке, но бывает, попадаются экземпляры лет на сто старше. Старые иконы находят в дверных проёмах, на чердаках, куда их прятали во времена гонений на религию.

Полезная пробка

«Каждую икону, которая попадает к нам, мы тщательно исследуем. Изу­чаем историю её происхождения, определяем породу дерева, пытаемся установить автора и манеру его исполнения, – рассказывает Людмила Лешкович. – Затем на общем консилиуме определяем программу реставрации».

Как правило, реставрация начинается с укрепления слоя краски. Для этого используют специальный рыбий клей. Иногда в него добавляют мёд. С помощью шприца состав наносят на икону и аккуратно пальцами или небольшим шпателем укладывают его на проблемное место.

«Затем необходимо на оборотной стороне произвести инъекцию керосином, чтобы избавиться от жука-точильщика, настоящего убийцы старых икон, а после покрыть её воском, – поясняет первокурсница Татьяна Нарышкина, тщательно очищавшая с помощью наждачной бумаги икону от копоти, грязи, старого лака (что также является важным этапом реставрационного процесса – прим. авт.). – На этом, пожалуй, начальный этап реставрации заканчивается».

Дальше следует нанесение реставрационного грунта и его скрупулёзная затирка, чем как раз занималась однокурсница Татьяны Ирина Семенихина. Ирина восстанавливает икону Елецкой Пресвятой Богородицы.

«Затирать грунт очень удобно пробкой от шампанского, – улыбается девушка, поймав мой недоумённый взгляд на этом не совсем обычном для непосвящённых людей инструменте реставратора».

После затирки грунта наступает время нанесения тонировки. Для этого реставраторы стараются подобрать краски, схожие по составу с теми, которыми работал мастер. Нередко при тонировании икон применяется эмульсия с использованием белого вина и яичного желтка. Результаты получаются отличные.

Своя судьба, своя история

Иконы попадают к Людмиле Лешкович и её ученицам разными путями. Кто-то узнаёт о том, что в колледже реставрируют иконы, через социальные сети, другим помогает старый проверенный способ – сарафанное радио.

«Каждый человек, который обращается к нам за помощью, не просто приносит икону, он приходит со своей историей, которая нередко оказывается весьма драматичной, – говорит Людмила Анатольевна. – Так, нам принесли икону Пресвятой Богородицы «Знамение». В годы войны она находилась в одном из домов города Рыльска Курской области. Когда в город вошли фашистские войска, владельцы иконы каждый день молились ей. Они были уверены, что только благодаря Богородице остались живы, в то время как многие соседи и знакомые погибли в годы оккупации или были угнаны в Германию. Для их потомков икона – настоящая семейная реликвия, хотя в художественном плане она не представляет большой ценности».

Порой иконы оказываются в настолько удручающем состоянии, что проще написать новую, чем восстановить старую. Одну такую икону принесли пожилые женщины одного из сёл Воронежской области. Долгих двести километров проделали они пешком.

Людмила пыталась объяснить женщинам, что икона не подлежит реставрации, потому что восстанавливать по сути уже было нечего. Но они твердили, что икона намоленная, и Христом Богом просили восстановить её для своего деревенского храма. Ну что тут поделаешь – пришлось внять мольбам.

«Под густым слоем грязи, копоти, сильно потемневшего лака было абсолютно непонятно, что изображено на иконе, – вспоминает студентка Диана Голак, в чьи руки попала святыня. – Бабушки уверяли, что это икона Вознесения Господня, но, после того как удалось снять несколько слоёв лака, мы установили: это икона Преображения Господня. Чтобы восстановить её, предстоит ещё немало потрудиться».

Вседержитель мироточащий

На то, чтобы отреставрировать икону, уходят долгие месяцы, а порой и годы кропотливого труда. Так произошло с иконой XIX века «Вознесение Господне», найденной в елецком храме Архангела Михаила. Её реставрация длилась в течение двух лет, и сейчас восстановленная икона – украшение храма.

Как долго может растянуться процесс восстановления иконы, реставраторы не всегда могут и сами предположить. В одних случаях расчистка поверхности и раскрытие изображение святых идут достаточно быстро. В других – эта работа может и вовсе застопориться.

«В процессе реставрации можно столкнуться с разными сюрпризами, – интригует Людмила Лешкович. – На любом этапе что-то может пойти не так, а бывает, что икона замироточит».

В этом году такой случай произошёл с иконой Господа Вседержителя, которую житель Ельца нашёл на чердаке своего дома.

 «Икона находилась в ужасном состоянии из-за долгого пребывания в сырости, краска взбухла и приподнялась, – продолжает заведующая отделением. – Мы нанесли реставрационный грунт, сделали тонировку краской. Больше года длилась работа над ней, и тут… икона замироточила. Миро представляло собой коричневую пахучую, как духи, жидкость. Текло оно из наиболее пострадавших на иконе мест. Пришлось начинать всё сначала».

«Спасибо» в виде шуруповёрта

За восстановление икон студентки денег не берут. Работают на общественных началах. Но взамен не откажутся от расходных материалов для реставрации. И люди помогают, чем могут. Скипидар, керосин, растворители, да хотя бы то же вино – всё в хозяйстве пригодится.

Недавно в благодарность за отреставрированную икону мужчина подарил шуроповёрт. Девушки рады и такому подарку. Ведь в процессе реставрации иногда приходится заниматься и столярными работами.

 

Автор: Сергей Банных, «Молодежный вестник»

Фото: Интернет

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро