ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 декабря
14 декабря
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Открылся юбилейный фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»

31 октября, 14:14

28 октября в 19.00 грандиозным концертом открылся юбилейный фестиваль «Невские хоровые ассамблеи». Форум был основан в 1981 году художественным руководителем Капеллы Владиславом Чернушенко. Этот фестиваль сыграл огромную роль в возвращении русской духовной музыки в концертную жизнь России. Уже 35 лет Капелла собирает на своей сцене лучшие хоровые коллективы из Петербурга и всей страны, с честью оправдывая звание центра певческого искусства России.

В этом году фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» проходит под девизом «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Открылся он 28 октября музыкально-поэтической композицией по произведениям русских поэтов и композиторов, с участием солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер - народный артист СССР Владислав Чернушенко. В концерте прозвучали произведения П.И. Чайковского, М.И Глинки, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина, А.В. Кальварского и др., а также стихи А.С Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.М. Жемчужникова, Н.М. Рубцова, А.А. Майкова, О.А.Чупрова и др.

В этом году в фестивале «Невские хоровые ассамблеи» участвуют Хор Михайловского театра, Концертный хор Санкт-Петербурга (Камерный хор Смольного собора), Хор мальчиков Хорового училища им. Глинки, Детский хор телевидения и радио, Хор мальчиков Санкт-Петербурга, хор «Радость» (Москва), другие коллективы. Академический хор им. Сандлера Санкт-Петербургского государственного университета и др. 30 октября в рамках фестиваля состоится поэтический вечер народной артистки России Аллы Демидовой. Концерты «Невских хоровых ассамблей» пройдут также в Шереметевском дворце и концертном зале Российской национальной библиотеки (наб. Фонтанки, 36). Торжественное закрытие фестиваля и гала-концерт сводного хора участников состоится, по традиции, в Исаакиевском соборе 6 ноября в 20.00.

1 ноября 2016 года отметит свой 25-летний юбилей Симфонический оркестр Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга. В 1991 году в стенах Академической капеллы был воссоздан симфонический оркестр, который наследует традиции Придворного оркестра - первого российского государственного симфонического оркестра. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, несмотря на свою молодость, входит в число ведущих коллективов страны. Оркестр имеет ярких солистов, отмеченных наградами на различных российских и международных конкурсах. Коллектив в последние годы отличается невероятно качественным и зрелым звучанием. В марте 2011 года его основатель и бессменный главный дирижер Александр Чернушенко был удостоен звания «Народный артист России».

Предельно разнообразный и сложный репертуар безусловно способствует развитию оркестра и мастерства его музыкантов. Со сцены Капеллы на протяжении двух сезонов прозвучали практически всех оркестровые сочинения Бетховена, исполняются произведения Сибелиуса, Брукнера, Прокофьева, Шостаковича. Своей основной задачей коллектив и его главный дирижер считают исполнение русской музыки, а также малоизвестных и незаслуженно забытых сочинений.

Оркестр Капеллы пользуется признанием и симпатией слушательских кругов разных стран мира: Германии, Швейцарии, Франции, Греции, Голландии, Бельгии, Испании, Финляндии и других стран. В июле 2011 года, в Дрездене, на площади перед собором Фрауэнкирхе, перед десятитысячной аудиторией с огромным успехом прошли два концерта оркестра Капеллы. Коллектив выступал на таких престижных площадках, как «Концертгебау», в Амстердаме, «Концертхаус» в Берлине, «Национальный центр исполнительских искусств» (Пекин) и др., принимал участие в международной акции «День России в мире» (в Пекине в 2015 г. и в Минске в 2016 г.) Симфонический оркестр Капеллы дважды участвовал в выступлении Большого сводного хора Санкт-Петербурга на ступенях Исаакиевского собора под управлением Владислава Чернушенко.

Капелла – родной дом первого русского хора, и деятельность Симфонического оркестра Капеллы неразрывно связана сПевческой капеллой Санкт-Петербурга. Крупные формы – кантаты, оратории, духовная музыка и др. – в исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы являются эталоном. В их числе Реквиемы Моцарта, Верди и Берлиоза, Большая месса Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, страстная кантата Грауна «Смерть Иисуса» и многие другие произведения.

В творческом багаже оркестра Капеллы Санкт-Петербурга – ряд абсолютно уникальных для нашей страны проектов, в частности, цикл концертов-спектаклей «Музыка и слово» с участием солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы, артистов Александринского театра. Авторы и создатели проекта (генеральный директор Капеллы Ольга Хомова, ее художественный руководитель Владислав Чернушенко, главный дирижер Симфонического оркестра Капеллы Александр Чернушенко и заместитель генерального директора по концертной работе и развитию Федор Романов) были удостоены за него премии Правительства РФ в области культуры.

Постановки, в которых сливаются воедино классическая музыка, литература, видеоряд и свет уже много лет пользуются у слушателей Капеллы огромным успехом. Потрясает новое прочтение «Реквиема» Моцарта в сочетании с текстом «Моцарта и Сальери» Пушкина. Настоящий фурор произвела музыкально-драматическая композиция «Евгений Онегин» на никогда не исполнявшуюся со сцены музыку Прокофьева для несостоявшегося спектакля Камерного театра. Несколько сезонов с успехом идет в Капелле пасхальная драма «Царь Иудейский на музыку Глазунова и текст К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова). Из особо удачных постановок в этом жанре нельзя не выделить сценическую композицию «Царственные страстотерпцы» по книге Николая Соколова «Убийство царской семьи» и «Действо о блаженной Ксении» на либретто Александра Чепурова.

На базе Симфонического оркестра Капеллы в 2014 году в сотрудничестве с Немецким благотворительным Фондом Гартов открылся цикл образовательных программ «Международный оркестровый институт». Проект ставит своей целью хотя бы отчасти возродить оркестровые классы, существовавшие в Придворной капелле и предоставляет молодым талантливым музыкантам уникальную возможность повысить профессиональное мастерство в ходе работы с ведущими исполнителями, дирижерами и педагогами Германии. Для молодых солистов это не только мастер-классы педагога мирового уровня, но и репетиции и совместные концерты с оркестром Капеллы. Контроль над ходом занятий осуществляется одновременно педагогом и дирижером. В нынешнем сезоне концерты проекта будут проходить с участием немецких исполнителей и солистов оркестра Капеллы. Для петербургских музыкантов это будет уникальный шанс повысить свое мастерство в работе с солистами ведущих европейских коллективов.

Проект «Международный оркестровый институт» позволил пригласить в Петербург таких выдающихся музыкантов и дирижеров, как: один из ведущих гобоистов Европы Грегор Витт, профессор Берлинской и Ростокской школ музыки; виолончелист и дирижер Вольфганг-Эммануэль Шмидт, вылдающийся солист, ансамблевый исполнитель и педагог, профессор Высшей школы музыки в Веймаре; фаготист Кристиан Кунерт - солист Штутгартского симфонического оркестра и Гамбургского филармонического оркестра; виолончелист и дирижер Йенс-Петер Майнц - профессор Берлинского университета искусств, концертмейстер группы виолончелей Немецкого симфонического оркестра Берлина; валторнист Йорг Брюкнер - солист Мюнхенского филармонического оркестра, профессор Высшей школы музыки в Веймаре; фаготистМатиас Байер - солист Берлинской государственной оперы и Штатскапеллы, преподаватель оркестровой академии Дрезденской Штатскапеллы и профессор Высшей школы музыки Дрездена; кларнетист Мартин Шпангенберг – солист Мюнхенского филармонического оркестра, профессор Высшей школы музыки в Веймаре, профессор Высшей школы музыки в Берлине; дирижеры мирового уровня и профессора немецких консерваторий Бруно Вайль, Урс-Михаэль Тойс, Оливер Ведер, Эккехард Клемм.

«Международный оркестровый институт» также предоставляет неоценимую возможность репетиций и совместных концертов с оркестром Капеллы для детей – учащихся Детской музыкальной школы им. А. Петрова. Такие выступления уже состоялись в 2014 году, а также в рамках акции «Ночь музеев-2016». Концерт, который запланирован на 24 декабря, будет состоять из сольных и ансамблевых номеров юных исполнителей и музыкантов оркестра, что, безусловно, станет очень интересным и важным опытом.

Симфонический оркестр Капеллы обладает на редкость разнообразным репертуаром и с большим успехом пробует свои силы в самых разных жанрах. Два концерта с Борисом Гребенщиковым стали большим событием в культурной жизни Петербурга. Слушатели с благодарностью вспоминают концерты коллектива с вокалистом Deep Purple Яном Гилланом. При этом в подобных концертах оркестр Капеллы выступает как соавтор и равноправный творческий партнер «рок-звезд», что и делает выступления столь интересными, уникальными и запоминающимися.

Огромным успехом пользуются концерты оркестра, в которых звучат джазовые композиции, музыка кино (Геннадий Гладков), фрагменты мюзиклов (например, «Эвита» Эндрю-Ллойда Уэббера), музыка латино (Астор Пьяццолла), фолк (совместные концерты с «Терем-квартетом») и др.

В рамках Симфонического оркестра Капеллы с успехом работает Камерный оркестр, который уже имеет своих поклонников. Особенно стоит выделить чрезвычайно успешный концерт Камерного оркестра «Vivaldissimo», посвященный творчеству Антонио Вивальди.

В юбилейном концерте Симфонического оркестра Капеллы, который состоится 1 ноября, прозвучат попурри из произведений Дж. Гершвина, «Половецкие пляски» А.П. Бородина, «Чичестерские псалмы» Бернстайна, а также поздравления от артистов, коллективов, гостей и друзей оркестра.

19 октября состоялся первый концерт абонемента «К 125-летию исторического органа Капеллы». Органно-хоровой вечер пройдет с участием органиста Рубина Абдуллина и Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко.

Проектируя зал Капеллы, архитектор Л. Бенуа одновременно планировал и установку в нём органа. Орган Капеллы — исторический инструмент-памятник. Изящный, благородного звучания, орган Капеллы прекрасно гармонирует с интерьером и акустикой концертного зала и порой кажется, что он специально создан для него. В действительности же, инструмент попал в Капеллу в 1927 году, а изготовлен он был в 1891 году для Голландской Реформатской церкви в Петербурге. Это был немецкий романтический орган, который до сих пор подкупает слушателей благородством и теплотой звучания. Фасад органа является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства. В 1926 году Голландская Реформатская церковь была закрыта. По инициативе органиста Ф. Грибена и директора Капеллы М. Климова орган был перенесён в концертный зал Капеллы. Эту работу выполнил в 1927 году мастер Г. Куят.

К концу 1990-х годов состояние органа требовало реставрации. В 1967-68 гг. чешская фирма «Ригер-Клосс» произвела реконструкцию органа. К счастью, после реконструкции историческая часть инструмента осталась неизменной: из 32 валькеровских регистров сохранилось 27. В 2003-2005 гг. в Капелле была проведена полная реставрация концертного зала, вернувшая ему первоначальный исторический облик. Фасад органа был отреставрирован мастерами Петербурга. В 2005 году при поддержке президента России В. В. Путина была начата реконструкция исторического инструмента. Право реставрировать орган получила немецкая фирма «Г. Ойле» (г. Баутцен). В апреле 2007 после реставрации инструмент вернулся в Капеллу. 1 октября в Международный день музыки состоялось торжественное открытие отреставрированного органа.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро #культура