ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
20 сентября
19 сентября
18 сентября
17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
10 сентября
09 сентября
08 сентября
07 сентября
06 сентября
05 сентября
04 сентября
03 сентября
02 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
29 августа
28 августа
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Интервью с солистом группы «Зодиак» Зигфридом Муктупавелсом

06 сентября, 16:30

Здравствуйте, господин Муктупавелс..

Такое ощущение, что Вам были на роду написаны встречи с самыми самобытными и яркими личностями своего времени. Ну, разве можно назвать случайным Ваш приход в 1985-м в ВИА «Нептун», лиепайского колхоза «Большевик», переделанный из космического «Зодиака», которым уже пару лет руководит живая легенда-Лусенс. Расскажите, Зигфрид, как такое происходит?

Для меня это было шоком. Я учился в лиепайской музыкальной средней школе и на перемене меня позвали к дежурному телефону. Звонил Янис Лусенс и предлагал играть на скрипке в лиепайском театре в рокопере Евгения Евтушенко “. Чувствовал себя как холодной водой облитый, эта роль была предусмотрена для Родриго Фоминса, но он отказался. Позже узнал, что сестра Лусенса слышала, как я играл в группе в маленьком сельском доме культуры. Она и посоветовала брату меня попробовать.

Вы пришли во второй состав группы уже достаточно сложившимся музыкантом, со своим опытом. И первый вопрос: Вот Вы пришли в «Нептун» («Зодиак-2»), понятно, что своими ногами, но были ли Вы приглашены, или это было не нужно? Вне всякого сомнения, вероятно, тяжело было классическому музыканту интегрировать своё творчество в достаточно авангардный коллектив, с необычными инструментами и музыкой не от мира сего. Как произошла Ваша встреча с Янисом?

Судьба. На той неделе, когда мне позвонил Лусенс, умер мой учитель по скрипке. Я мечтал стать классическим скрипачом, но не смог не принять столь заманчивое предложение.

Я не буду спрашивать, что было раньше, Вы заиграли или запели?

Зигфрид и Майя – дуэт,  творчество которого, как только он возник, назвали «вершиной латвийского национального пробуждения»… Извините, пусть я ничего не понимаю в таких пробуждениях, но у меня достаточно наблюдательности увидеть, что между вами двумя действительно искра пробежала - Божья искра, рассыпавшая перед публикой ваши голоса, как цветы. Майя пришла к Лусенсу раньше Вас, ещё в 1982-м, после нашумевшего её участия в программе Раймонда Паулса «Кабаре». У неё уже были свои песни, и что скрывать, прямое влияние на Яниса.

Ваша версия – как вы спелись?

Лусенс пригласил меня в качестве скрипача. В процессе репетиций появилась необходимость подпеть Майе. Я был готов на все для сохранения места в группе и старался, как мог. Певцом не был и, честно говоря, никогда себя им не чувствовал. Я просто старался спеть. Как это получалось и слушалось, оценивал в первую очередь Лусенс, а потом и публика. У меня об этом своего мнения нет. Я до сих пор просто стараюсь спеть так, чтобы ничего не перепутать и чтобы была чистая интонация. Остальное происходит на подсознании.

 «Электронная скрипка» - Ваша идея, или она тоже Янису принадлежала? Как она вообще оказалась в Ваших руках? Это дань моде, или электро - исполнение на ней действительно дало новый звук? К слову, Ванесса Мэй начала концертировать с элегантным инструментом только в конце девяностых. Как профессиональный скрипач, как Вы оцениваете её творчество, в нём больше видео или аудио? Но, всё-таки, пожелаю Вам, чтобы и Вас тоже пригласил Вангелис на совместный альбом!

Рок-музыку я начал играть в 15 лет в Цесисе. Туда же по странной случайности меня пригласили в местную известную группу, где на клавишных и на скрипке играл трагически погибший музыкант. Я пришел на его место. Скрипку очень сложно услышать в шуме рок-музыки, поэтому мы со звукорежиссёром стали придумывать различные варианты как скрипку сделать электрической. Украли в продуктовом магазине элемент сигнализации с витрины, и через некоторое время была готова моя первая электрическая скрипка. Моими авторитетами на протяжении многих лет были Jean-Luc Ponty и Nigel Kennedy.  Vanessa-Mae  - продукт моды более позднего времени. Интересная, хорошая скрипачка, но не более.

Лето 1988 года, достаточно ключевое для Вас: Вы бурно творите во втором отряде «Зодиака», который ещё недавно был «Нептуном», и вдруг, как вспышка, Ваше участие в «Юрмале-88», с песней, написанной Янисом, после которой Вы проснулись по-настоящему знаменитым. При всей Вашей скромности, нельзя не признать того, что Вы стали настоящим открытием: двенадцать членов Жюри, как двенадцать присяжных, поверили в Вашу звезду. Пресса писала: «Молодой, высокий, длинноволосый блондин из Латвии, с незабываемым, романтическим, опьяняющим, надрывным голосом заставил влюбиться в песню «Ночь, шумят ветра…»

А вопрос следующий: доспехи для латышского «викинга» были работы Раймонда Вольдемаровича, сковавшего Вам их ещё год назад, в Лиепае, на Вашей премьере, где даже в списке участников ваши три фамилии стояли рядом-Лусенс-Муктупавелс-Паулс?

Также и на «Юрмале 88» я очень старался спеть, как можно лучше. По-настоящему хорошо не получилось. Я это лучше знаю. Восхищенные отзывы мне кажутся притворными, так как контроль качества во мне самом – самое важное. О славе сложно рассуждать. Самым важным для меня в музыкальной жизни в 80-е годы была – богема, что во время музыкальных фестивалей, что в повседневной жизни. Это было здорово и на самом деле захватывающе. Есть что вспомнить, можно мемуары писать.

Вопрос несколько в сторону: Конечно, Вы помните примерно в это же время замечательное нашествие «скуадры адзуры» - итальянской эстрады. Имена групп и исполнителей сами звучали почти как музыка. А что Вы скажете, если я замечу, что Вы весьма похожи на одного из самых известных идолов той поры, Рикардо Фольи? Зигфрид, откровенно, - Вам не хотелось самому спеть его «Романтическую коллекцию» или что-то вроде того?

Добровольно нет. До сих пор не считаю себя певцом, но если в жизни появится необходимость, то – никогда не говори никогда.

Второй состав ставшего в 1988-м году опять «Зодиаком» - «Зодиака» выпустит два альбома: записанный для СССР последний альбом традиционного «Зодиака» «In Memorian», где звучит Ваша скрипка, и записанные в Америке «Облака», где звучат Ваш и Майи голоса, но уже предложенные латышскому слушателю. Как Вам понравилась американская публика, для которой вы пели в клубах, известно, что Майю тогда по голосу сравнили с Джулией Круз? А «Мелодия» не хотела переиздать этот малоизвестный в России новый альбом? И почему он чисто песенный? Тут же не удержусь спросить – возвращение группе её прежнего космического названия это был коммерческий ход?

Я был восхищен «In Memoriam». Песни, Америка и т.д., это все составная часть богемы. «In Memoriam» – это было серьезно. Название „Зодиак” долгие годы не хотел принимать Лусенс. Он говорил, что что-то в этом названии кажется ему приносящим несчастье.

В 1989-м Вы, как солист «Зодиака», последний раз участвуете в «Лиепайском янтаре», и снова получаете диплом из рук председателя жюри Паулса, а потом девяностые наступили для латышей, как и для их соседей по бывшему «блоку», полным непониманием что делать? Настоящее искусство перестало кормить, многие деятели культуры перешли на обслуживание интересов выделившейся «Новой волны», художественные вкусы которой резко упали, и это, я понимаю, не могло не сказаться на творчестве группы. Как Вы вспоминаете это время? Какого цвета оно было? Оно ещё говорило по-русски?

Большие мировые происшествия и массовый психоз всегда влияет очень сильно. Я это вспоминаю как удовольствие, так как эмоции, самые разные, переполняли сознание 25 часов в сутки. В музыке вдруг все стало разрешено, все хватали все возможное и невозможное. Это было нереально увлекательно. Я по-настоящему счастлив, что в моей жизни была возможность прочувствовать этот хаос.

Если не ошибаюсь, где-то в 1991-м «Зодиак» умчался хвостом вперёд, и в наступившей паузе вы все как бы оказались в свободном плавании. И Вы снова оказались тем самым «викингом», который должен добыть свою славу. Майя и Янис, перешли на музыку для детей, Вы и Айварс ушли в другое, в «Bet Bet», то есть «Но но», -  группа словно ждала Вас. Говорят, проект был успешным, с 1992-го по 1998-й посыпались альбомы с Вашим участием, где Вы уже и композитор и певец - было бы интересно узнать об этом подробнее?

Группа «Bet Bet» появилась при распаде очень популярной группы «Jauns Mēness» и «Zodiaks». Барабанщик «Bet Bet» Гунтис Рачс был моим другом еще с времен Лиепаи. Играли в группе еще до моей встречи с Лусенсом. Было здорово опять встретиться и вспомнить старые мысли, идеи и песни. Начали играть, и публика с восторгом нас принимала, все к тому времени устали от бесконечных политических подтекстов. Наши песни были простыми, про любовь. Самим все доставляло радость и достаточно денег.

Интересно, что в это же время у Вас продолжается творческий союз с Янисом. Отдав должное «песенкам», он и Майя выпускают на сцену череду мюзиклов, написанных Лусенсом в эти годы. Это был новый и довольно рискованный жанр. Пойдёт - не пойдёт? Как вы ощущали себя в этом направлении музыки?

Как уже упоминал, мое первое сотрудничество с Янисом Лусенсом было в рок опере. Поэтому это не было новостью. Самым большим достижением в музыкальной карьере для меня была роль поэта в рок опере Яниса Лусенса и Мары Залите «Kaupēn, mans mīļais». Этим по настоящему, от души горжусь. Мне это очень нравилось, но все-таки от ролей в других мюзиклах я отказывался, было предчувствие, большего в этом жанре достичь уже не смогу.

Жизнь без «Зодиака» оказалась возможна. Ваша сольная карьера снова начала набирать обороты. Одним из её пиков в те годы стала, написанная в 1998-м для альбома «Neparmet man», «Немая песня» Раймонда Паулса, признанная лучшей латышской песней ХХ века, но российскому слушателю она неизвестна, хотя Вы её пели, говоря по-русски, «не разгибаясь»? Зигфрид, не расскажите ли мне осторожно историю создания этого шлягера, и было ли продолжение вашего творческого союза с Раймондом Вольдемаровичем"? Кажется, вы вместе открывали «Arena Riga» в 2007-м?

С Раймондом Паулсом периодически сотрудничал в разных проектах, это сотрудничество и сейчас продолжается. Я делал аранжировки для некоторых мюзиклов Паулса, пел сольные песни, циклы песен. В последнем диске я участвовал в сотрудничестве с Паулсом и хором. С Паулсом планируем сотрудничать и в ближайшем будущем. Получится ли, не знаю. В любом случае, музицировать с ним бесконечно приятно, он не только композитор, он фантастический музыкант, в том числе и ансамблевый музыкант. Играть с ним настоящее наслаждение.

К вопросу о популярности: В отличие от того же Яниса или Раймонда Вольдемаровича, у Вас нет ни собственного сайта, ни страницы в социальных сетях. В наше время это может означать только, что или Вас как бы и самого нет, или Вас совсем не интересует то, что выходит за рамки личного круга? Это продолжение Вашей позиции «дом - есть дом», и никакие утечки информации за его стены недопустимы? Иными словами, публика должна знать о Вас то, что Вы сами хотели бы, чтобы она о Вас знала, - только человека на сцене? Я уважаю Вашу позицию «не пускать внутрь». Но всё равно не удержусь Вас о чём-то таком спросить: например, чем поддерживаете силы? Ваши предпочтения в пище?  У Вас стол сугубо национальный или достаточно международный? Вообще любите ли себя чем-нибудь побаловать в меру?

В жизни я абсолютно обычный человек, как и любой другой. У меня бесконечно много плохих качеств. Музыка это моя публичность. В музыке я говорю все, что хочу сказать и что мне кажется интересным. Кому интересно могут обо мне все услышать. Остальное имеет значение только для меня.

Дома я отказался от интернета и мечтаю, что смогу отказаться от мобильного телефона. В жизни столько интересных вещей, которые хочется попробовать и освоить, а компьютерные игры занимают ненормально много времени, которое можно использовать с большей пользой.

И снова о 1992-м: «Зодиак», как проект закрылся на четырнадцать лет,  если не считать работы со сборниками, и Вы сполна смогли расплатиться с тем чудным местом, в котором жили, «викинг» из Сигулды…

Осень в Сигулде необыкновенно красива – всё жёлтое, рыжее, и красное. Помните, Вознесенский сказал о ней: Леса мои сбросили кроны. Пусты они и грустны, Как ящик с аккордеона, А музыку – унесли…Устои творчества, как устои веры, и Вы один из «верующих», вернувших «музыку в Сигулду» в девяностые, откуда её унесли.

Вы и ещё три «мушкетёра от музыки» назвались «Гутман», - группой без определённого жанра. Вместе « сигулдинская четвёрка».

Расскажите, Зигфрид, пожалуйста, об этом аналоге популярной в России в эти же годы группы «Доктор Ватсон»?

 Группу “Доктор Ватсон” не знаю, но “Гутман” – маленькое увлечение вместе с музыкантами из Сигулды. Сейчас это уже история, но это было приятно – пройти через весь золотой репертуар латвийской эстрадной музыки. Сигулда своей природой и покоем на самом деле дает вдохновение и отдых. Не так много мест в мире, где жить безгранично приятно. Сигулда – одно из редких и мне повезло, что могу там жить.

Третье явление «Зодиака» народу, понятно, без Вас уже состояться не могло. И это время пришло в 2006-м, когда Янис, ещё до конца не уверенный будет ли продолжать, собрал вас, старую гвардию, чтобы дать два концерта, в Москве и Санкт-Петербурге.

Скажите, у Вас не было никаких сомнений, ведь, по существу, это был довольно авантюрный проект?

С Лусенсом влезал во многие авантюры, но всегда это делаю с удовольствием, за его спиной, как за каменной стеной. Он очень сильная личность, он замечательный музыкант, исполнять его музыку в любом жанре очень приятно и это большая честь для меня.

Чтобы стать опять «Зодиаком», Лусенс вас вызывает на сборы, «свистит всех наверх»? Как это вообще происходит?

Он опять звонит и спрашивает, что я думаю. Это на самом деле до сих пор кажется странным, что он интересуется моими мыслями и принимает их к сведению. Так же и с “Зодиаком”. Мы решаем, обсуждаем как лучше, но решения, конечно, принимает он.

Ваши концерты 2006 года, «Дискотека 80-х» и «Авторадио» были скорей спровоцированы удачными ремиксами группы ППК на композицию Яниса, которая так и называлась «Зодиак». Иначе, чем объяснить этот необъяснимый творческий зуд  опять сложившихся в «Зодиак» людей, уже нашедших собственный путь в искусстве? К слову, в то время Вас можно было видеть, в основном, за клавишами? Честно признаюсь, я не понимаю, как можно после клавиш снова сойтись со скрипкой?

Скрипка – моя профессия, любовь всей жизни и несбыточная мечта. Я использую каждую возможность, чтобы быть со скрипкой. Конечно, я могу себя оценивать и никаких мировых вершин больше не достигну, но все равно бесконечно увлекательно играть на скрипке.

Иногда я думаю, Вы – «Зодиак», когда есть для него работа,- хотелось бы, чтоб эта машина заработала на полные обороты. У группы сейчас профессиональный продюсер, Евгений Сотиков, который вместе с Янисом способен придать проекту масштаб. С нынешним «Зодиаком» всё намного серьёзней, чем с двумя предыдущими. Но было бы неблагоразумным не совмещать это со своим личным творчеством, которое иногда просто поражает, как например, ваш с Янисом перфоманс в 2011- м, на 810-летие Риги, когда Вы под аккомпанемент восьмитысячного хора спели часть рок-оперы Яниса «KAUPENI, My Darling».  – Это было грандиозно, как «момент истины»...

Зигфрид, у меня два вопроса:

Первый – репетиции были?

И второй – такое не забывается, было ли это Вашей мечтой?

У упомянутого концерта была одна репетиция. Должен сказать, что несколько раз принимал участие в Празднике Песни, самом большом музыкальном форуме Латвии.  В прошлом 2013 году на заключительном концерте Праздника Песни пел заключительную песню. Каждое такое событие грандиозное и уникальное. Конечно, они останутся в памяти, но выделить одно тяжело и всегда кажется, что это еще не вершина. Главное это музыка и эмоции, которых никогда не может быть много. 

Ваши концерты последнего времени проходят, в основном, с Янисом за клавишами - не маловато ли для супергруппы иметь в звучании только один синтезатор? У Маруани это ещё делает Джеф Парен и Серж Мануэра, у Жарра – Франсис Римбер и Жером Геган. В каких композициях, записанных «Зодиаком» можно услышать Ваши клавишные партии, они наверняка есть?

Нет –  в «Зодиаке» на клавишах не играл. Во всяком случае, на записях. На некоторых концертах несколько лет назад, но это было исключением. В альбоме «In Memoriam» мне было доверено программирование барабанов. Там я себя считаю барабанщиком .

В новых концертах группы, последних лет трёх-четырёх, я явно улавливаю Ваше второе дыхание. В «Palladium-Riga» и перформансе на «ВВЦ» Вам всё те же тридцать, что было в Юрмале, когда Вы уложили жюри и публику, в общем-то, незатейливой, но весьма мелодичной «Ночь, шумят ветра»…

Куда Вы деваете возраст, проводя по два часа в объятиях со скрипкой, и при этом успевая очаровать не уменьшающееся число Ваших поклонниц в Риге, Москве, или Санкт Петербурге?

Спасибо за комплимент! Годы идут, и я это чувствую. Хорошо, что со стороны, кажется иначе.

А как Вашей скрипке подошла акустика нового зала в «Daile»?

Его новые «старые стены» не душат звук?

Я пока жду тот момент, когда будет возможность испробовать акустику «Дайле». Пока не могу рассуждать об этом.

Новогодний, 2014-го года концерт в Риге: вид у всей группы, как – будто вас высадили на Марсе. Янис дал концерт, как Майк Олдфилд знаменитый «Миллениум в Берлине», после чего вся труппа приболела. В этих экстремальных условиях вы ещё исполнили две новые композиции. Как говорится: и в беде и в радости, и в богатстве и в бедности.… И разлучить вас сможет только, - я даже не знаю что. Наверное, только параллельные проекты? Не спрашиваю, где вас можно будет услышать в ближайшее время, но когда мы сможем услышать весь новый альбом? Возможно, его премьера состоится там же, в Доме Музыки, в Москве? Этот предстоящий концерт было сложно организовать?

Мне сложно сказать когда, что и где. Это, на самом деле, зависит от Лусенса. Он – сердце “Зодиака”, его душа и ум. Со своей стороны могу сказать, что буду счастлив, если будут новые записи и концерты. Мне нравится эта музыка и каждому приглашению от “Зодиака” я буду рад.

«Зодиак» нынче ушёл вперёд с солидным отрывом от собственного «боевого прошлого», взятый разбег должен позволить  «комете из Риги» отправиться  в долгое путешествие и не по кругу. Мне остаётся пожелать Вас, Зигфрид, только оставаться самим собой, оставаясь на борту «счастливой кометы. И не простужайтесь…

Спасибо!

 

Беседовал корреспондент МИА МИР Игорь Киселёв

***

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ  #Zodiac #группаЗодиак