09 июля
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня

Мир: В нашей Галактике рождается звезда-"тяжеловес"

23 августа, 20:30

Британские ученые нашли в нашей Галактике новорожденную звезду-тяжеловес с массой в 30 раз больше, чем у Солнца, наблюдения за дальнейшим ростом которой помогут раскрыть тайну рождения Вселенной.

По современным представлениям, юную Вселенную и первые галактики мироздания населяли в основном крупные звезды, содержавшие в себе чистый водород и гелий. Такие светила были в сотни раз тяжелее Солнца и они "выгорали" и превращались в сверхновые крайне быстро, в течение сотен тысяч и нескольких миллионов лет.

Сегодня столь крупные светила в принципе не могут рождаться из-за "загрязнения" межзвездного газа тяжелыми элементами, а их менее крупные "кузены" встречаются только внутри крупных "звездных яслей" и встречаются в галактиках довольно редко. Изучая их скоротечную жизнь, ученые пытаются понять, как выглядели первые звезды Вселенной и как рождались и формировались первые галактики.

Джон Айли (John Ilee) из Кембриджского университета (Великобритания) и его коллеги нашли крайне редкий пример относительно близкой к нам звезды подобного рода, изучая крупные молекулярные облака в нашей Галактике, где сейчас формируются "звездные ясли", при помощи радиотелескопов SMA и VLA.

"Обычные звезды вроде нашего Солнца формируются несколько миллионов лет, тогда как крупные светила рождаются на порядки быстрее – их формирование происходит всего за 100 тысяч лет. Вдобавок к этому, они сжигают свои запасы водорода гораздо быстрее, и поэтому век их недолог, что затрудняет поиски молодых и новорожденных светил такого типа", — рассказывает Айли.

Одна из таких звезд, как выяснили британские астрономы, находится внутри молекулярного облака G11.92-0.61, расположенного в созвездии Стрельца, на расстоянии в 11 тысяч световых лет от Земли. Она получила имя G11.92-0.61 MM1, или просто MM1.

Это светило, как показали радиоволновые наблюдения, еще только начало свое формирование, однако его масса уже сейчас превышает солнечную как минимум в 30 раз. Данная звезда окружена, судя по наличию сильных смещений в спектре ее излучения, крупным и достаточно толстым "бубликом" из пыли и газа массой в несколько Солнц, который она постепенно поглощает.

Этот бублик, как выяснили ученые, ведет себя как так называемый "кеплерианский диск" – его внутренняя часть вращается быстрее, чем внешняя. Таким же образом, как сегодня считают исследователи, выглядел газопылевой диск, внутри которого родилось наше Солнце. Это, по мнению британских астрономов, говорит в пользу того, что крупные звезды рождаются по тому же сценарию и правилам, что и Солнце и прочие звезды-карлики.

Пока ученые не знают, существуют ли внутри этого "бублика" планеты или зародыши планет, так как разрешения VLA и SMA недостаточно для проверки подобных гипотез. В ближайшее время Айли и его команда планируют изучить звезду MM1 при помощи сверхчувствительного миллиметрового радиотелескопа ALMA в пустыне Атакама, который поможет ученым проверить, есть ли спутники у данного "тяжеловеса" или же он бороздит просторы космоса в одиночестве.

#добро  #галактика #космос