24 мая
22 апреля
21 апреля
20 апреля
19 апреля

Мир: Японский спутник перед поломкой сделал открытие

10 июля, 23:50

Японский спутник "Хитоми" ("Зрачок"), оснащенный рентгеновскими телескопами для изучения черных дыр, перед поломкой успел частично обследовать скопление галактик в созвездии Персея и получить ранее неизвестные данные о движении горячих газов в этом кластере. Об этом сообщило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

"Спутник смог зафиксировать некоторые процессы в центральной части кластера Персея. В частности, речь идет о движении горячего газа, скорость которого оказалась неожиданно низкой", - отмечается в сообщении JAXA. По мнению японских ученых, эти данные могут привести к пересмотру подходов к дальнейшему изучению таких больших звездных скоплений.

Наблюдения показали, что скорость движения горячих газов между галактиками в созвездии Персея составляет примерно 150 километров в секунду, что значительно ниже, чем предполагалось ранее. Специалисты JAXA не скрывают свой радости от открытия, поскольку "Хитоми" не оправдал возложенных на него изначально надежд из-за неисправности.

Связь с аппаратом была потеряна в марте этого года, спустя примерно месяц после выхода на орбиту. Предположительно "Хитоми" вышел из строя в результате столкновения с космическим мусором.

Аппарат был оснащен четырьмя мощными телескопами, использующими как жесткое, так и мягкое рентгеновское излучение. Основной из них весит около 2,7 тонны и достигает в длину 14 метров. На спутнике также установлено шесть датчиков различного типа, которые способны фиксировать волны, исходящие от космических тел в диапазоне от 0,3 до 600 кэВ (килоэлектронвольт - 1 тыс. минимальных единиц измерения энергии элементарной частицы - прим. ТАСС).

Главной задачей спутника должно было стать изучение сверхмассивных черных дыр, представляющих собой конечную стадию эволюции массивных звезд и обладающих сверхмощной гравитацией, которая не пропускает даже свет. Известно, что их масса может оказаться больше, чем у Солнца в несколько сотен, а иногда и миллионов раз. Однако в целом процесс образования и развития таких областей пространства пока остается практически неизученным.

Информация и фото предоставлены ТАСС