02 июля
01 июня
31 мая

Мир: Загадка о происхождении Луны

07 июля, 09:48

Луна - естественный спутник Земли, который сопровождает нашу планету практически с самого момента её существования. Проводя анализ Солнечной системы, учёные так и не смогли найти более гармоничный союз планеты и спутника, чем Земля и Луна, на фоне хаотичной структуры остального космического пространства.

Своим постоянно изменяющимся видом  и фактом существования Луна поражала умы человечества с древнейших времён. Античные творцы воспевали Луну как свою музу, а народы воспринимали её как божество.

Древние греки одними из первых начали использовать научные подходы, наблюдая за земной тенью на поверхности спутника. Луна, имея второе название Селена, дала начало на  существование науки селенологии. В  XVII веке Галилео Галлией с помощью телескопа обнаружил на Луне горы и кратеры. Годы исследований и безумного интереса привели учёных к вопросу о возникновении естественного спутника земли. В разное время деятели науки выдвигали свои предположения, которые обладали как сильными сторонами, так и вполне абсурдными. Но по сравнению с остальными твёрдо встала на свои позиции гипотеза гигантского столкновения Уильяма Хартмана и Дональда Дэвиса в 1975 году.  Главной мыслью этого предположения являлось то, что протопланета с названием Тея столкнулась с протопланетой с названием Земля на начальном этапе её формирования. В результате удар пришёлся не по центру образования планеты, а под углом, и часть ударившегося объекта с  земной мантией выместились на орбиту. При сильной скорости вращения  из пыли и обломков образовалась Луна, ставшая верным спутником нашей планеты на миллиарды лет. С момента космического прорыва и первого полёта нашего соотечественника Юрия Гагарина в космос, усовершенствование летательных аппаратов приняло крупные обороты.

В ходе экспедиций пилотируемых космических кораблей «Аполлон-12», «15» и «17», ученными были получены образцы лунной породы. Используя образцы пород из мантии Земли и образцы лунного происхождения, селенологи не выявили сильного расхождения в изотопном составе данных экземпляров, что дало предположение о возможной верности гипотезы гигантского столкновения. Данный вопрос разбирается и по сей день Калифорнийским университетом, учёными из университета в Кёльне и многими другими. В 2014 году немецкий селенолог Дэниел Герварц решил взять под сравнение образцы кислорода, но и здесь изотопный состав оказался схожим. Многие учёные не отмечают данные открытия, отвергая гипотезу столкновения и родства этих объектов. Они считают, что намного «полезнее» было бы найти именно различие в образцах, которое помогло бы наиболее глубоко изучить тему возникновения спутника способом сравнения с имеющимися предположительными характеристиками различных пород метеоритов и более крупных небесных тел. Можно сказать, что вопрос остаётся до конца нерешённым, но мы уже на пути к его полной разгадке.

Информация предоставлена Анастасией Джегур