05 марта
25 января
24 января

Санкт-Петербург: Новый тип ураганов открыли на северном полюсе Сатурна

30 октября, 20:19

30 октября – Молодежные новости. Наблюдения за северным полюсом Сатурна помогли планетологам открыть новый тип ураганов, которые возникают в атмосфере этого газового гиганта каждые 30-60 лет. Предположительно, они связаны с загадочными «большими белыми пятнами» в экваториальных регионах планеты, пишут ученые в статье, которую опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

«Мы впервые увидели столь большое число ураганов на разных широтах. Подобные ураганы исчезают на Земле буквально за несколько дней, тогда как первый вихрь этого типа, который мы наблюдали на Сатурне, продолжал оставаться активным на протяжении более чем семи месяцев», - рассказал один из авторов работы, планетолог Агустин Санчес-Лавега.

Примерно один раз в 30 лет, или один раз в сатурнианский год, астрономы наблюдают, как на Сатурне появляются гигантские ураганы. В общей сложности астрономы зафиксировали появление семи подобных вихрей. Они возникают в умеренных широтах, мигрируют к экватору и постепенно охватывают почти всю атмосферу планеты. Последний из них ученые зафиксировали в 2010 году. Тогда даже астрономы-любители смогли увидеть так называемое большое белое пятно размером 15 тысяч километров.

Помимо этого, как объясняют Санчес-Лавега и его коллеги, на полюсах Сатурна заметно чаще возникают менее крупные ураганы, чей диаметр обычно не превышает двух тысяч километров. Они исчезают за несколько дней или недель и не успевают вырасти до более крупных размеров, а также проникнуть в другие регионы планеты.

Буря на полюсе

По словам планетолога, год назад с ним связался его знакомый любитель астрономии из Бразилии, который периодически наблюдал за Сатурном при помощи домашнего телескопа. Он обнаружил на поверхности планеты необычное белое пятно, которое было расположено неподалеку от шестиугольника Сатурна, «вечного урагана» на северном полюсе газового гиганта.

Это открытие сразу заинтересовало астрономов, так как новый ураган был примерно в два раза больше, чем небольшие полярные вихри, и при этом он не исчез за первые дни и недели наблюдений. Более того, когда Санчес-Лавега и его команда начали постоянно следить за северным полюсом Сатурна, они обнаружили еще три урагана в последующие месяцы. Они возникли еще ближе к шестиугольнику, чем их первый «собрат».

Последующие наблюдения показали, что эти вихри постоянно мигрировали, периодически сближаясь и взаимодействуя друг с другом. При этом они порождали атмосферные возмущения, которые охватывали большую часть планеты.

Как именно возникают эти ураганы, ученые пока не знают, однако они предполагают, что те возникают с примерно той же частотой и по тем же причинам, что и большие белые пятна. В пользу этого говорит то, что эти бури возникли примерно в то же время года и на той же широте, что и большое пятно 1960 года, ровно через два сатурнианских года после его исчезновения.

Подобные взаимосвязи, по мнению авторов статьи, не случайны. Ученые предполагают, что ураганы «средних» размеров играют роль своеобразного «потерянного звена эволюции», которое соединяет небольшие приполярные вихри и экваториальные большие белые пятна. Дальнейшие наблюдения за Сатурном и открытия новых приполярных вихрей, как надеются ученые, помогут им подтвердить или опровергнуть эту гипотезу и понять, как возникают одни из самых больших вихрей в Солнечной системе.

Источник: ТАСС