12 ноября
11 ноября
10 ноября
09 ноября

Мир: Ученые пытаются предотвратить продовольственный кризис

21 октября, 16:20

21 Октября - Молодежные новости. Производители пшеницы с каждым годом будут терять все больше урожая из-за насекомых-вредителей. Избежать этого можно, выращивая генно-модифицированные сорта. Экспериментальные образцы уже существуют, но на прилавок продукты из ГМ-пшеницы не попадают ни в одной стране. РИА Новости вместе с экспертами разбирается, какой хлеб лучше.

Прожорливые насекомые

Армия насекомых-вредителей растет благодаря глобальному потеплению. В будущем под истребление попадет на 46 процентов больше урожая пшеницы, чем сейчас. При нынешних объемах производства зерна в 730-740 миллионов тонн в год это примерно восемь процентов мирового урожая, посчитали ученые из Университета штата Вашингтон (США).

По мнению исследователей, традиционные системы обработки почвы, удобрения, севооборот уже вряд ли смогут значительно увеличить урожайность злаковых культур. Будущее в этом вопросе за генетическими подходами: современными методами селекции, генной инженерией и редактированием генома растений.

Похожие оценки дают и авторы манифеста, опубликованного в августе в журнале Science. По их мнению, генетически модифицированная пшеница — едва ли не единственное средство в борьбе с опасными заболеваниями, влияющими на качество и безопасность зерна и ставящими под угрозу сельскохозяйственные отрасли экономики развивающихся стран.

Однако модифицировать геном пшеницы в нужную сторону не так-то просто.

"В отличие от других культур, у пшеницы пока нет явного признака, легко поддающегося модифицированию, позволяющему, изменив один ген, получить коммерчески выгодный продукт. Повышение устойчивости к насекомым имеет значение только для локального производства. Но это качество для пшеницы не столь актуально, как для кукурузы или хлопка. Скорее, стоит подумать об устойчивости к фитопатогенам, в частности к грибковым заболеваниям, и абиотическим стрессам, скажем, высокой концентрации солей в почве, засухе, заморозкам или перепадам температур. Другое возможное направление — изменение состава зерна, чтобы хлеб, например, могли есть страдающие аллергией на глютен", — объясняет РИА Новости Дмитрий Мирошниченко, старший научный сотрудник лаборатории экспрессионных систем и модификации генома растений "Биотрон" Института биоорганической химии РАН.

Источник: РИА Новости