20 марта
19 марта
18 марта

Российские космонавты сняли образцы внеземной жизни на обшивке МКС

16 августа, 16:12

16 Августа - Молодежные новости.  Состоялся 45-й выход в открытый космос по российской программе МКС. Программа работ наших космонавтов Олега Артемьева и Сергея Прокопьева вне станции была рассчитана на 6 часов 10 минут. Однако им пришлось провести за бортом 7 часов 46 минут. Почему?

Для Артемьева это уже третий выход в открытый космос. А вот Прокопьев вышел за пределы МКС впервые. Программа выхода была серьезная: установить оборудование для российско-германского эксперимента «Икарус», который позволит следить за миграцией животных и птиц, запустить образовательные наноспутники, демонтировать контейнеры с образцами микроорганизмов, которые целый год провели в жесточайших условиях космоса.

- «Задержка главным образом возникла при прокладке кабелей, - сказал руководитель летно-космического центра ракетно-космической корпорации «Энергия» Александр Калери. – «Была достаточно длинная кабельная трасса, а это всегда сложная работа. Кабелей много, нужно перемещаться, и страховаться, и приводить их в порядок».

Раскрытие антенны комплекса научной аппаратуры «ИКАРУС» стало кульминационным моментом внекорабельной деятельности. Необходимую поддержку коллегам оказывал немецкий астронавт Александр Герст, который, находясь внутри станции, контролировал всю операцию. А вот что касается интереснейшего эксперимента «Тест», то было принято решение из-за дефицита времени снять не все образцы, а только самые ближние.

Как пояснили «РГ» специалисты, российские космонавты демонтировали половину устройств-экспонатов с микроорганизмами, которые были размещены на внешней поверхности российского сегмента МКС год назад. Теперь их нужно вернуть на Землю.

Остальные - до следующего выхода. Для ученых это, может, даже и на пользу: ведь время эксперимента увеличивается. Почему это хорошо? «Тест» стартовал восемь лет назад. Он заключается в том, что во время выходов в открытый космос проводится отбор проб вещества, оседающего на внешней поверхности станции во время полета, и затем в земных условиях делается химический и микробиологический анализ. Всего в рамках исследований космонавты Роскосмоса собрали с поверхности МКС уже 19 проб.

Надо сказать, что для доставки образцов на Землю разработано поистине уникальное устройство, которое обеспечивает стерильность и герметичную изоляцию проб, взятых в открытом космосе. Впервые в мировой практике космических исследований удалось реализовать регулярную доставку пыли с орбиты в естественном состоянии и оперативно многократно исследовать химический и биологический ее состав.

Изучение этих проб позволило сделать выводы о биологическом и химическом составе космической пыли на высоте 400 км над поверхностью Земли и ее источниках.

В частности, впервые так высоко обнаружены жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса. По словам ученых, эти данные чрезвычайно важны для изучения механизма рассеивания биоматериала Земли в космическое пространство, выявления «зон влияния» планет в космосе.

Нынешний выход в космос - второй для российских космонавтов в 2018 году. Напомним: в феврале работа за бортом МКС Антона Шкаплерова и Александра Мисуркина стала рекордной для россиян по продолжительности нахождения в космосе - 8 часов 13 минут. В декабре 2013 года выход в открытый космос Олега Котова и Сергея Рязанского длился 8 часов 7 минут.

Космонавты Олег Артемьев и Сергей Прокопьев работали в новых скафандрах «Орлан-МКС». Как рассказал корреспонденту «РГ» генеральный директор - главный конструктор НПП «Звезда» имени академика Г.И.Северина Сергей Поздняков, главная их фишка - климат-контроль - автоматическая система терморегулирования. У американцев такой нет. Система самостоятельно подстраивается под температуру внутренней среды скафандра, усиливая или, наоборот, уменьшая степень охлаждения. Использование полиуретана позволяет увеличить срок службы скафандров на орбите не меньше, чем в полтора раза. Еще деталь: в скафандре «Орлан-МКС» можно выходить в открытый космос до 20 и более раз.

Источник: Российская газета