10 декабря
09 декабря
08 декабря

Мир: Астрономы открыли «двойник» Солнца, съевший половину своих планет

19 декабря, 23:44

19 декабря – Молодёжные новости. Ученые нашли в созвездии Центавра необычную звезду, похожую по массе и яркости на Солнце. За несколько миллиардов лет звезда «съела» половину своих планет, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Это не означает, что то же самое скоро произойдет с Землей. С другой стороны, наше открытие свидетельствует, что планетные системы могут переживать очень бурные и жестокие периоды. Это могло происходить в том числе и в нашей Солнечной системе», — заявил Джейкоб Бин из университета Чикаго.

Бин и его коллеги совершили открытие, наблюдая за звездой HIP68468, расположенной всего в 300 световых годах от Земли в сторону созвездия Центавра. Для исследований они использовали инструмент HARPS, который ищет планеты по сдвигам в спектре звезды.

Изучая спектр светила, похожего по своим размерам, яркости и возрасту на Солнце, ученые заметили необычные линии поглощения и излучения. Эти линии указали на присутствие в недрах светила необычных для ее возраста и типа веществ: лития, железа и других элементов тяжелее водорода и гелия.

Подобное открытие стало неожиданностью для ученых. Оно указывает, что мы ошибаемся с оценкой возраста звезды, либо говорит об особой истории взаимоотношений HIP68468 с ее планетной семьей.

Сегодня, как показали наблюдения при помощи HARPS, вокруг данного «двойника Солнца» вращается, по всей видимости, две планеты – «супер-земля», в три раза более тяжелая, чем Земля, чем у нашей планеты, и горячий нептун, чья масса в 6 раз больше аналогичного показателя для нашей планеты. Обе эти планеты находятся очень близко к HIP68468 – первая из них вращается вокруг звезды в десять раз ближе, чем Меркурий, а вторая расположена на современной орбите Венеры.

Такое расположение планет говорит о том, что и газовый гигант, и супер-Земля сегодня находятся не на своих местах – они мигрировали в сторону HIP68468 уже после своего формирования, и этот процесс сближения указал, как объяснят ученые, на то, что искусственно «состарило» HIP68468.

Как считает Бин, причиной избытка лития в недрах этой «кузины» Солнца является то, что HIP68468 «съела» одну или две планеты в относительно недавнем прошлом, которые были вытолкнуты в сторону светила мигрирующим газовым гигантом. В результате этого верхние слои недр звезды были насыщены литием и другими металлами, что и увидел спектрометр HARPS.

«То, что мы увидели, можно представить себе то, как будто мы смотрели на кошку, которая сидит около птичьей клетки. Если из ее рта высовывается веер из желтых перьев, то можно почти гарантированно говорить о том, что она слопала канарейку», — заключает Меган Беделл (Megan Bedell), коллега Бина.

Информация предоставлена РИА Новости