05 августа
10 июля
09 июля

Москва: Фотография необычной звезды с «Хаббла» удивила пользователей сети

12 декабря, 22:27

12 декабря - Молодёжные новости. НАСА опубликовало фотографию крайне интересной двойной звезды LL в созвездии Пегаса, чей необычный облик заставил многих пользователей соцсетей спорить о том, является ли объект на картинке галактикой или туманностью, сообщает известный астроном и популяризатор космоса Фил Плейт.

Сайт НАСА периодические публикует фотографии различных галактик, звезд или скоплений звезд, которые привлекали или до сих пор привлекают внимание ученых. Многие из этих снимков попадают в «Твиттер» и другие соцсети, а также становятся предметом ожесточенных дискуссий.

На этот раз в центр таких споров, как пишет Плейт в своем Твиттере, попала крайне необычная звезда – двойная система LL в созвездии Пегаса, удаленная от нас на три тысячи световых лет. Система, известная так же под шифром AFGL 3068, была открыта «Хабблом» в 2010 году, и тогда ее фотографии вызвали ожесточенные споры среди обывателей и ученых.

Эти звезды находятся внутри новорожденной планетарной туманности, чья правильная форма и спиральные завитки заставили многих людей считать, что они смотрят не на пару звезд в нашей Галактике, а на далекую спиральную галактику необычной формы и окраски.

На самом деле, это не так - AFGL 3068 представляет собой пару из двух очень не похожих друг на друга звезд – престарелого аналога Солнца, превратившегося в красного гиганта, и небольшого светила, еще не исчерпавшего запасы звездного горючего.

Когда более крупная звезда превратилась в красного гиганта, она сильно «раздулась» и начала выбрасывать огромные количества материи в открытый космос, в результате чего обе звезды оказались внутри своеобразного газопылевого «кокона», почти непрозрачного для света.

Вторая звезда никуда при этом не исчезла, и ее вращение вокруг умирающей соседки особым образом "заплело" ее выбросы, превратив их в спиралеобразные структуры, хорошо заметные на фотографиях с «Хаббла». Этот процесс, как отмечает Плейт, можно сравнить с тем, как вода закручивается в спираль, если пустить еще через разбрызгиватель для газона, способный вращаться вокруг своей оси.

В данном случае «разбрызгивателем» стала более молодая звезда, закручивающая потоки солнечного ветра. Каждый ее оборот вокруг второй звезды приводит к рождению нового витка спирали, чье число – всего пять витков на сегодняшний день – говорит о том, что конструкция родилась относительно недавно по космическим меркам, около четырех тысяч лет назад.

Что самое интересное, это красивое облако из газа и пыли не должно быть заметным для нас – свет и той, и другой звезды полностью поглощается толстой шубой из пыли и газа, окружающей AFGL 3068. Как полагают ученые, наиболее вероятным источником его "подсветки" является фоновый свет всей Галактики, в пользу чего говорит то, что ближайшая к центру Млечного Пути часть спирали (справа) видна нам лучше, чем другая половина туманности.