09 августа
14 июля
13 июля

Москва: Данные с GAIA помогут в поисках двойников Земли

15 сентября, 20:26

Снимки и астрометрические данные с зонда GAIA помогут строящемуся телескопу TESS и другим "охотникам за экзопланетами" находить новые планеты вне Солнечной системы и подтверждать их существование, заявил научный руководитель миссии Тимо Прусти.

"На самом деле, да, GAIA может здорово помочь TESS и другим проектам по поиску экзопланет. Одна из главных проблем для таких телескопов. Мы обычно мало чего знаем о звездах, за которыми наблюдают такие телескопы, и наши инструменты помогут уточнить расстояние до таких светил и другие их свойства, важные в деле обнаружения планет", — заявил Прусти.

По словам ученого, GAIA особенно сильно поможет в обнаружении некоторых крупных планет, поиск которых затруднен на всех остальных телескопах – к примеру, как отмечает Прусти, крупных газовых гигантов вроде Юпитера, вращающихся на большом расстоянии от светил. В общей сложности ученые ожидают, что GAIA обнаружит около 20 тысяч подобных объектов в Галактике.

"Когда мы говорим о поиске экзопланет, необходимо запастись терпением. Наблюдения за колебаниями в яркости светил требуют много времени, и нам придется следить за потенциальными кандидатами в экзопланеты достаточно долгое время, как минимум пять лет", — продолжает астроном.

Вдобавок к этому, как отметил ученый, GAIA может помочь поискам "двойника Земли" тем, что этот зонд откроет новые цели для поиска экзопланет — тусклые звезды, которые не видны для остальных наземных или космических телескопов.

По оценкам Энтони Брауна (Anthony Brown), руководителя консорциума по анализу данных с GAIA, уже на первом этапе работы зонд нашел 400 миллионов звезд, ранее неизвестных астрономам, и их общее число будет на самом деле заметно более высоким.

Европейский телескоп "Гайя" (Global Astrometric Interferometer for Astrophysics, Gaia) был запущен 19 декабря 2013 года. Сейчас он пребывает в одной из пяти точек Лагранжа (точек гравитационного равновесия) системы Солнце-Земля — точке L2, которая находится на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли.

В рамках своей научной программы "Гайя" измерит координаты и скорости миллиарда звезд Галактики. Телескоп будет медленно вращаться и "осматривать" небо своими двумя телескопами, их свет будет фокусироваться одновременно в одной цифровой камере с разрешением в почти миллиард пикселей. В результате он сможет наблюдать каждую из звезд примерно 70 раз за пять лет.